1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (243) за 15.12.98

"ПОСАДИ ДЕРЕВО ИЛИ... СОСЕДА, КАК У НАС ЛЮБЯТ!"

Когда-то никому неизвестный солист запорожской филармонии, выпустив пять больших пластинок на фирме "Мелодия", мог претендовать на "Книгу рекордов Украины". Организовав ансамбль, он вышел на эстраду и постепенно завоевывал публику и рынок. Когда "Новый день" распался, открыл свой театр в Одессе. Он появлялся в компании Бориса Савлохова и Иосифа Кобзона, давал скандальные интервью. В его пятой передаче "Честь имею пригласить" принял участие Президент Леонид Кучма. Яна Табачника сегодня уже стали называть "золотым аккордеоном Украины". Мы посидели в его гримерке каких-то полчаса, а показалось, что давно знакомы. Благодаря общим друзьям, наверное.

-- Ян Петрович, пережить трудные времена вам помогали друзья, в том числе и Юрий Винник (один из лучших звукорежиссеров Украины).

-- Я и сейчас поддерживаю отношения с ним и его женой Татьяной и помогаю Юре. Я записал с ним пять дисков-гигантов на фирме "Мелодия". Это больше, чем в наше время 50 компакт-дисков!

-- Многие украинские музыканты, выпускавшие свои пластинки в Москве, не имеют на эти записи авторских прав. Вы, надеюсь, не относитесь к их числу?

-- У меня все эти записи есть, на хороших современных носителях. Фирма "Мелодия" запросила за них баснословную сумму, но поскольку они в свое время не платили за них, я считаю, что эта работа принадлежит мне. В отличие от других, мне повезло, и я уже начал выпускать свою "Золотую коллекцию", в которой будут все мои записи начиная с 1976 года -- симфо-джаз, биг-бенд, поп-группа.

УМНИКОВ У МЕНЯ И БЕЗ ТЕБЯ ХВАТАЕТ!

-- В вашей жизни было несколько "музыкальных этапов". Менялись времена -- и менялся жанр?

-- Как человек, который с 16 лет на эстраде, я пережил много реформ, и не только как наблюдатель, но и непосредственно как подопытный, я прошел через все эксперименты на эстраде -- каждый раз наши чиновники придумывали что-то новое: вместе с законами менялись их требования к репертуару. Сейчас при мысли -- а что, если бы мне снова пришлось проходить эту "зондер-команду", худсовет? -- я содрогаюсь. Вспоминаю эти худсоветские хари -- они вызывают отвращение.

Причем, вы знаете, в свое время я работал в запорожской филармонии с прекрасным худруком Леонидом Филипповичем Костенко. Я проработал с ним восемь лет -- и это были самые счастливые годы, настолько приятно было работать с этим интеллигентным человеком. Я был членом худсовета. Он вызывал меня и говорил: "Так, сегодня худсовет, чтобы ты был". Я отвечаю: "Не приду. Я все равно ничего плохого не собираюсь говорить". А он: "Как это ты не придешь? Я ведь тебя именно поэтому и зову, голубчик, что ты ничего плохого не скажешь, потому что умников у меня и без тебя хватает!" Он понимал, что артисты не могут быть одинаковыми. Ни тогда, ни сегодня. Есть более талантливые или менее талантливые, так же, как везучие или невезучие. Кто может определить это? Кто кому дал право назначать кого-то лучшими? Поэтому я ненавижу эти "сидения" в жюри. Чаще всего -- отказываюсь, если это не связано с моими близкими друзьями. Я считаю, что талант "назначает" только Бог. А к этим всем сборищам под названием конкурсы и фестивали я отношусь скептически.

-- Сами вы никогда в конкурсах не участвовали?

-- Нет, почему, я участвовал как исполнитель, как член жюри, но мне это не нравится. Вот я делаю свою телепрограмму, которая называется "Честь имею пригласить". Ее очередной выпуск выйдет в эфир в старый Новый год.

-- Почему вы решили переехать с ней в Киев?

-- Первую мы снимали в Запорожье, вторую, третью и четвертую -- в Одессе, а пятую -- в Киеве.

-- Шестая будет в Москве?

-- Почему вы не говорите -- в Нью-Йорке? Или в Тель-Авиве? Поверьте, я абсолютно спокойно могу провести ее там -- у меня масса друзей: актеров, музыкантов -- это не проблема. В моей программе собираются не только артисты, но и выдающиеся люди нашей эпохи: политики, бизнесмены, спортсмены, ученые, представители силовых структур. Может быть, с экрана мы об этом не говорим, но они присутствуют, потому что они -- личности, которые что-то сделали в этой жизни. Если в передаче принимает участие Евгения Мирошниченко -- стоит снять шляпу. Я считаю, что любой профессионал, который делает свое дело, достоин того, чтобы быть в нашей программе. Мне была оказана самая высокая честь, поскольку в этой программе был Президент страны с супругой. Я считаю, что это апофеоз передачи, которая шла к этому пять лет. Слава Богу, что мы живем в такое время. Если я смог сделать такую программу, считаю, что свою жизнь я прожил недаром.

ЕСЛИ БЫ Я ИГРАЛ НА КРЕЩАТИКЕ -- БЫЛ БЫ САМЫМ БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

-- Но ведь есть еще что-то! Построй дом, роди сына, посади дерево...

-- (Со смехом.) Или -- соседа, как у нас любят! Вы понимаете, я вовсе не думаю, что, например, проводить фестивали -- это плохо. Наоборот -- это здорово! Но я не могу брать на себя право назначать кого-то первым, кого-то вторым, третьим и четвертым.

-- А кто вас назначил первым?

-- Никто не назначал. Это просто смешно! Это дело тех, кто меня так называет. Действительно, я выступал во многих странах с известными музыкантами, и нигде не приходилось краснеть.

-- Как вы думаете, Ян Петрович, а если бы иначе сложилась ваша жизнь, вы пришли бы к такому результату? Как солист запорожской филармонии?

-- Нет, но в те годы я записал пять "гигантов"! Понимаете, это был по сути центральный печатный орган ЦК -- фирма "Мелодия". Могу повторить слова Кобзона: "Играть и петь для своей страны -- это что, наказание?" А почему я возвращаюсь сюда, где бы ни был? Своя публика, своя родина для меня не абстрактные понятия. Я не бью себя в грудь, как некоторые, не размазываю слезы и сопли -- мне это не надо, я доказал своей жизнью, что я родился здесь, вырос и люблю свою страну. Все, что здесь есть, -- это мое.