1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (156) за 12.08.98

ВСЕ БУДЕТ ГОРЕТЬ, СВЕРКАТЬ И МУЗЫКА ГРЕМЕТЬ

Соревнуясь с редкими смельчаками в ловкости передвижения по все еще разрытому Крещатику (вот где пригодился опыт туриста-горника!), наконец достигаю улицы Богдана Хмельницкого и вскоре вхожу под прохладные своды "Киевпроекта". Здешние стены так плотно увешаны большими и не очень, в цвете и без оного фотографиями столичных достопримечательностей и просто "мест обитания" киевлян, что достаточно снабдить вход вывеской типа "Києве мій", чтобы получилась постоянно действующая наиболее полная экспозиция с видами города.

ШЕСТЬДЕСЯТ -- ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО...

-- "Откуда есть пошел" весь современный Киев? Да отсюда же, из нынешнего АО "Киевпроект", -- поясняет увиденное мною Игорь Гордеев, председатель правления крупнейшей проектно-строительной организации. -- Их судьбы неотделимы с 1937-го: в ноябре прошлого года "Киевпроекту" исполнилось 60.

-- Игорь Петрович, 60 лет -- пенсионный возраст. Этот нюанс не смущает?

-- Отнюдь. Кризис мы пережили в 1995--96-м, но сумели сохранить и полторы тысячи лучших сотрудников, и богатые традиции. На юбилей большая группа специалистов "Киевпроекта" получила государственные награды, и это, я считаю, была объективная оценка нашей работы. Сейчас у нас новый период роста: за последние два года строительство в столице заметно активизировалось.

-- Благодаря городскому голове, вашему коллеге по специальности?

-- Во многом. Александра Омельченко я знаю лет 25, с того времени, когда он был простым инженером. Знаю его бойцовский характер -- ему главное ввязаться в "драку". Первое, что с ним вместе делали, -- реконструировали Дворец "Украина". Потом были Бессарабка, Владимирский спуск, Почтовая площадь, Петровка, Московская площадь...

При нынешнем безденежье решаем проблемы самыми скупыми средствами. Когда проект двухуровневой развязки на Московской площади оказался слишком дорог, мы нашли решение в 3--4 раза более дешевое. Омельченко начал обустройство транспортных магистралей, ведь в Киеве ежегодно на 50 тысяч увеличивается число легковых автомобилей. А в центре что делается! Тут уж мы точно вышли на европейский уровень.

-- То есть комплекс неполноценности, невостребованности "Киевпроект" нынче не испытывает?

-- Напротив, чувствуем, что необходимы. Мы ведь не только строители, но и хранители города. Допустим, заказчику, застройщику нужна какая-либо проектная документация, или, не дай Бог, авария где-то случится. Куда идут "в случае чего"? Только к нам. Потому как в нашем архиве можно найти практически всю документацию -- на любой дом, здание, инженерные сети, улицы и дороги города.

-- После 37-го года, или "до" тоже есть?

-- Послевоенная. Довоенный архив во время оккупации утерян. Понимаете, это огромная интеллектуальная собственность "Киевпроекта", она нужна городу и будет служить ему вечно. Поэтому я скептически воспринимаю, когда говорят: мол, долго ли частных проектных "контор" насоздавать.Может, и недолго, только без муниципального архива это будут "замки на песке". Мы сейчас вводим электронную форму хранения документации, с доступом через компьютер с передачей по сети заинтересованным организациям.

-- Но, предположим, возникает какая-то частная структура, которая говорит: "Мы тоже хотим иметь свободный доступ к этим архивам".

-- Во-первых, мы даем такие сведения только с согласия владельцев зданий или коммуникаций. Есть целая процедура, регламентирующая, кому и как передавать документацию. Как правило, это происходит по поручению госгорадминистрации.

КРЕЩАТИК, Я ПО ТЕБЕ ПОЙДУ НА ДЕЛО?

-- Игорь Петрович, сейчас многих киевлян, особенно жителей центра, волнует, когда же будет завершена реконструкция Крещатика? Вроде Сан Саныч пообещал закончить за неделю до парада в честь Дня независимости...

-- Дело тут не в только в параде. Можно было бы закрыть Крещатик на полгода и спокойно работать. Но чем больше растягиваются сроки, тем больше возникает неудобств, ведь главная улица -- это метро, магазины, офисы, министерства, жилье. Поэтому и навалились. И вообще, такие работы надо делать летом: деловая жизнь чуть тише, люди в отпусках.

Крещатик -- это гордость "Киевпроекта". После войны в такие же сжатые сроки, как сейчас, улица, разрушенная почти до основания, была создана "с чистого листа". А сегодня это -- образец архитектуры и градостроительства, визитная карточка столицы и всей Украины.

Разрабатывался послевоенный проект на конкурсной основе, в нем участвовали известнейшие архитекторы Союза -- тот же Власов, ставший впоследствии главным архитектором Москвы. Крещатик был построен на одном дыхании, на одном проекте. Впервые в Киеве в 1947 году на Крещатике был построен коммуникационный коллектор: его из обломков кирпича от разрушенных зданий строили пленные немцы. И служил он до сих пор. Со временем это сооружение три на три метра местами разрушилось, осыпались кирпичные своды, рельсы, которые клали вместо балок, проржавели. В ходе реконструкции Крещатика коллектор, в котором скрыты важнейшие коммуникации -- трубы теплотрассы, канализации, до сотни разных кабелей, -- отремонтировали и усилили.

Второй коллектор, водосточный, -- три на два метра -- построен более 100 лет назад. Крещатик начал застраиваться в начале XIX века, а в 40-е годы стал главной улицей Киева. И с левых, и с правых склонов вся дождевая вода сливалась в Крещатицкий яр и по Владимирскому спуску уходила в Днепр. По историческим данным, в те времена при сильных ливнях заливались первые этажи магазинов. Поэтому в 1880 году был построен эллипсообразный кирпичный коллектор, который до сих пор исправно принимал стоки -- наши деды строили неплохо. Сейчас и его капитально ремонтируют.