1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (359) за 09.06.99

РЕСУРС НАДЕЖНОСТИ

Пассажирские самолеты нового поколения Ан-140 призваны заменить на внутренних авиалиниях надежные, но порядком "подуставшие" от долгой эксплуатации Ан-24. Три "140-х" продолжают проходить сертификационные испытания. Из запланированных до конца года 980 зачетных полетов выполнено чуть менее половины -- 420. На Харьковском авиационном заводе начато производство еще семи лайнеров типа Ан-140.

Генеральный директор ХАЗа Анатолий Мялица отвечает на вопросы "Сегодня", касающиеся как этого крупномасштабного проекта, так и других.

-- Анатолий Константинович, мэр Харькова Михаил Пилипчук сказал мне, что возглавляемое вами предприятие -- чуть ли не единственное в отрасли, которое работает в полный рост...


Анатолий Мялица
-- Предприятие действительно работает и выполняет сейчас очень ответственную программу постройки нового украинского пассажирского самолета Ан-140... Надеемся, проект будет жить -- летом этого года поднимем первый серийный самолет, надеемся также, что он получит сертификат, и уже в следующем году выйдет не просто на воздушные трассы, а будет использоваться именно на харьковских авиалиниях...

-- Постройка принципиально нового самолета, как правило, сопряжена с определенными трудностями. Существует еще и практика обновления ранее выпускавшихся, однако морально и физически устаревших машин... В связи с этим вопрос: возможна ли реанимация на базе вашего предприятия, скажем, лайнеров типа Ту-134?

-- Ту-134 -- один из удачных самолетов семейства "Туполевых". Реанимировать старое -- не всегда целесообразно экономически. А вот модернизировать -- смысл, наверное, есть. Эти самолеты имеют достаточно большой ресурс, и необходимо тщательно рассчитать, на какую машину делать ставку -- на "134-й" или же на Ту-334, который будет производиться киевским "АВИАНТом"... Проект по "134-му" заслуживает внимания, если оснастить его модернизированными двигателями, способными в том числе уменьшить шумы, чтобы эти самолеты принимали в Европе... Во всяком случае, при достаточно хорошем технико-экономическом обосновании на машинах такого типа можно было бы летать еще лет 10--15 и приносить государству прибыль...

-- Ваши слова следует рассматривать как ближайшие перспективы или это просто возможность помечтать?

-- Это один из хороших проектов, я бы так сказал. Потому что здесь в общем-то проявляются интересы не только нашего завода или, допустим, КБ "Туполев", но и интересы наших моторостроителей. На этом самолете можно поставить хороший, на мой взгляд, двигатель Д-436...

-- Производства запорожской "Мотор-Сiчi"?

-- Да, "Мотор-Сiчi"... И тем самым подарить машине второе дыхание... Сегодня в эксплуатации по СНГ есть порядка 500 самолетов Ту-134. Модернизировав хотя бы 200 машин из этого парка, можно рассчитывать на неплохой экономический эффект...

-- Пользуясь случаем, не могу не задать еще один вопрос. Уже не из области авиации... Возможно, не все знают: в свое время вы стали лауреатом Государственной премии за разработку и производство... крылатых ракет. Скажите, на этом "фронте" есть какие-то подвижки? Или все заморожено, как говорится, до лучших, а может, худших времен?

-- Создавать крылатые ракеты под силу только высокоразвитым в плане экономики, науки и техники странам. Такими странами являлись США и Советский Союз. Союза теперь нет. Поэтому в настоящее время крылатые ракеты производятся только в Соединенных Штатах...

-- Стало быть, в Харькове их не выпускают?

-- Нет. На нашем заводе их производили, но еще в начале 90-х годов. Потом они были сняты с производства, так как в соответствии с Договором об ограничении стратегических ядерных вооружений они были запрещены. Носители уничтожены и уничтожаются, ракеты не производятся. Так что... все делается правильно...

-- Не обидно вам, что "все делается правильно"?

-- Славянам вообще свойственно учиться на своих ошибках, притом очень долго... Мне обидно, что мы опять идем тем же путем...