1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (428) за 17.09.99

ПОЛИТИЧЕСКИЙ "МОХ" НА БЮДЖЕТНОМ ПОЛЕ

На днях Верховная Рада преодолела вето Президента на внесение поправок в Закон о бюджете на нынешний год. Однако даже после голосования, о котором "Сегодня" уже писала, страсти вокруг этого вопроса не утихли, а положительный результат, который получила ВР, наоборот, теперь начинает представать в не очень позитивном свете.

С формальной точки зрения, в Верховной Раде ничего особенного не произошло. Депутаты в очередной раз не прислушались к главе государства, используя парламентскую трибуну для демонстрации своей неусыпной "любви к народу". Ведь предложенные депутатами идеи, к сожалению, не могли быть подкреплены реальными экономическими возможностями страны. Если употреблять лексикон знатоков латиноамериканского синематографа, то можно сказать, что на суд зрителей, наблюдающих сцену преодоления президентского вето, было преподнесено "обыкновенное мыло с претензией на хеппи-энд" -- парламент доволен, президент сердится, Минфин в истерике, а народ, как всегда, в "ожидании чуда".

Однако есть основания сомневаться в том, что действия депутатов не были хорошо спланированы. Прежде всего, настораживает цифра: 308 голосов "за". Не так уж часто наш многоликий парламент набирал столько голосов.

Интересно, что рекордный набор трех сотен депутатских голосов совпал, во-первых, с уверениями главы государства о необходимости усовершенствования кадровой политики, во-вторых, с плохо скрытой стратегией команды Юлии Тимошенко; в этой стратегии явно просматриваются намерения о создании парламентского большинства под бюджет-2000 с последующей его трансформацией в большинство потенциально-правительственное. Аккумуляция "под вето" трехсот депутатских голосов, видимо, и показала, что эти намерения не так уж безосновательны.

А что же Президент? Как глава государства, которое в силу своего нынешнего экономического положения вынуждено быть клиентом Международного валютного фонда, он просто не имеет возможности подписывать законы об "эскалации" социальной политики, которую этот самый МВФ не очень-то и жалует. Но как кандидат в президенты он прекрасно понимает, что "обрезание" различного рода социальных выплат накануне избирательной страды -- это удар ниже... рейтинга. И в данном случае, решение парламента о преодолении вето -- результат частично "удобный". Теперь ему просто можно развести руками пред строгими кредиторами из МВФ и сказать: "Я сделал все, что мог", а после этого поручить Минфину все-таки поискать средства на "социалку".

Теперь-то можно задать и другой вопрос: что делает парламент? Он "топит" министра финансов Игоря Митюкова или же, наоборот, помогает Кабмину справиться с проблемой, которую поставил Президент, а именно: найти возможности погасить все социальные долги перед населением. Кстати сказать, Юлия Тимошенко в таком раскладе получает только "плюсы": она выступает и в роли парламентского лидера, и в роли посредника между "ветвями власти".

Словом, потенциально скандальный процесс преодоления вето оказался, как ни странно, выгодным всем: ВР в очередной раз доказала, что "любит народ", Президент получил ресурсы от МВФ, и теперь ясно, что деньги нашел именно он. По большому счету, выиграл даже Кабмин, который теперь может кивать на парламент и объяснять "срывы поставок денежных масс" несознательностью законодательной власти.

Кстати, в среду Кабмин таки сдержал свое слово и подал на рассмотрение в профильный комитет ВР проект бюджета на 2000-й год. Вчера депутаты из этого комитета еще не ознакомились с его содержанием, но было ясно, что относятся они к некоторым параметрам правительственного проекта крайне скептически и уже сейчас настроены "завалить" его некоторые пункты.

В комментарии для "Сегодня" член бюджетного комитета Александр Турчинов сказал:

-- Та информация, которую мы вчера получили, свидетельствует, что бюджет все же профицитный, то есть доходная его часть больше расходной. Макроэкономические показатели приблизительно такие же, как и те, которые Минэкономики представляло нам месяц назад: средняя котировка гривны: 5 грв. за $1 и 2% -- прирост валового внутреннего продукта. Вероятно, уже на днях, после разъяснений г-на Митюкова, Комитет приступит к разработке серьезных поправок к проекту бюджета-2000. По закону мы не имеет права подавать альтернативный законопроект, так как это -- прерогатива Кабмина. То, что коррекция будет -- я не сомневаюсь.

-- На каких статьях будет акцентировано особенное внимание?

-- Вероятно, мы будем дискутировать на тему погашения внутренних и внешних долгов, которые на сегодняшний день составляют более 11,4 млрд. грв. Этот долг нам следует погасить уже в следующем году. Что касается вопроса реструктуризации внешних долгов, то ответ на этот вопрос могут дать только международные организации, выделяющие нам кредиты. Я думаю, что они на это не пойдут, по крайней мере, до окончания президентской кампании...

Словом, бюджетный вопрос оброс новым мхом. На сей раз -- предвыборно-политическим.