1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (297) за 05.03.99

МЫ НИКОГДА НЕ СПРОСИМ: "КАКОЙ ДУРАК ВАС ЛЕЧИЛ?"

В Одесский центр лазерной микрохирургии глаза приезжают на лечение со всей Украины. Здесь вернули зрение тысячам людей. О работе центра рассказывает его директор Сергей Щипун -- практикующий хирург-офтальмолог, кандидат медицинских наук.

-- Сергей Константинович, как вы пришли к идее создания центра?

-- Я заболел ею в полном смысле cлова -- не мог думать ни о чем другом. Труднее всего было купить оборудование. Мы обращались в разные инстанции, но все хотели быстро вернуть свои деньги. Как говорится, у желания тысяча возможностей, а у нежелания -- тысяча причин. Но наше желание победило -- мы вышли на государственный инновационный фонд и совместно с Институтом Филатова разработали программу. Она прошла очень серьезную экспертизу, и мы получили "добро" на финансирование.

-- Трудно было освоить новую технику и методики?

-- Я стажировался у ведущего специалиста в мире -- у профессора Зайбера. Он одновременно физик-оптик и врач-офтальмолог. Представляете? Это уникальное сочетание. Мне было очень интересно с ним работать. А с техникой поначалу пришлось тяжело... Новое оборудование можно сравнить с прежним, как кухонный нож с алмазным. Но нам помогал опыт. У меня двадцатилетний стаж, высшая категория, и второй наш хирург -- Лина Тевратовна Горгиладзе -- тоже с двадцатилетним стажем, тоже кандидат наук.

Все врачи у нас замечательные. Если они умудрялись неплохо работать на допотопном оборудовании, то на хорошем работают вообще блестяще. К нам приезжают на лечение даже из-за рубежа. Вот из Ливии звонила на днях Зюльбей, благодарила -- она стала матерью. У арабов ведь женщину в очках замуж не берут! Или еще случай. У девушки, которая собиралась уезжать в Америку, была очень тонкая роговица и близорукость -- минус 11. В США подобная операция стоит $2500--3000 на один глаз, у нас значительно дешевле. Как все эмигранты, чтобы сэкономить, она пришла к нам. А потом звонит из США и рассказывает, что там обратилась в аналогичный нашему центр для дальнейшего наблюдения. Когда американский врач увидел, какое она получила зрение при такой роговице, то был поражен.

-- Какие операции делают в центре?

-- Корректируем близорукость, дальнозоркость, астигматизм, проводим лазерное лечение открытоугольной глаукомы, заболеваний сетчатки, удаляем катаракту, вживляем искусственный хрусталик. В нашем распоряжении мощный научный потенциал -- биохимическая и иммунологическая лаборатории, электронный микроскоп. Проводим эксперименты с животными, смотрим, как еще можем улучшить результаты. Так что по научным разработкам мы не отстаем от Запада.

-- Насколько сложны такие операции?

-- Хирург у нас -- это оператор лазера. Важно изначально правильно задать лазеру программу. Ну, и, ясное дело, точно поставить диагноз. Мы не можем прогнозировать поведение роговицы после операции, это абсолютно индивидуально у каждого человека. Но в среднем через месяц у 90--95% из них устанавливается такое зрение, как мы и предполагали. Главное, нужно хорошо знать особенности роговицы, чувствовать ее. Это половина успеха, а другая половина -- правильное выхаживание больного после операции. А операция, скажем, по коррекции близорукости, длится всего 5--10 минут. Она безболезненная, немного больно бывает пациенту на вторые и третьи сутки, когда глаз заживает.

-- У вас тут совершенно не похоже на больницу. Нет суеты, медики улыбаются, люди не бегают с кульками по коридору...

-- Меня просто убивает, когда человеку пишут список -- купить вату, бинт... И приходит он к врачу с большим кульком... Я понимаю, это просто извращение нашего времени. Если мы берем пациента, то ведем его от начала и до конца. Уж если человек платит, ему должны предоставить все необходимое. У нас люди обеспечены лекарствами и на операцию, и на месяц после нее.

-- Что говорят о своих ощущениях люди, которым восстановили зрение?

-- Они очень удивляются, когда, просыпаясь утром, осознают, что уже видят такие детали окружающего мира, о существовании которых даже не подозревали. Одна больная сказала, что никогда не представляла, как выглядят листья. Она не знала, что на них живут разные жучки-паучки. Эти люди просто счастливы! У них появляется уверенность в себе, ведь основная масса близоруких комплексуют, им кажется, что все обращают внимание на их очки. Из-за этого комплекса даже может измениться психика. У нас была пациентка из Молдавии -- высокая статная девушка, красивая -- как на картинах рисуют. Ходила она в огромных таких "консервах"... Когда мы сняли ей очки, я сказал: "А вот теперь наконец-то посмотри на себя в зеркало". Теперь у нее изменилась походка, осанка, взгляд. Я очень рад, что мы можем это делать.

-- Обычно первый вопрос врача "На что жалуетесь?". А с чего начинаете вы?

-- Стараюсь войти в ситуацию. Больные у нас в основном молодежь, поэтому по фамилии могу и не знать, но по имени помню всех. У этих людей появляются общие интересы, и после выписки они продолжают общаться. Я называю это клубом пациентов. Хочу, чтобы это общество расширялось, чтобы люди чувствовали нашу заботу. Для этого весь коллектив эмоционально выкладывается, стараясь поддержать их. Ведь человек сконцентрирован на своей болезни, его не интересует, что вчера у хирурга болела голова или сегодня высокое давление. Поэтому все свои проблемы оставляем за порогом центра и работаем.

-- Существует такое понятие -- "филатовская школа". Это как-то сказывается на вашей работе?

-- Безусловно, Институт Филатова традиционно славится отношением к больным. Если наш врач прооперировал человека, он не оставит его на выходные, не "перебросит" на коллег, а приедет сам. Я тоже... Вроде и мог бы расслабиться, ведь вижу, что все прошло хорошо, но не могу, в субботу и воскресенье все равно приезжаю смотреть больных. К сожалению, так не везде. Больные часто говорят, что, мол, лежал-лежал, а никто и не подойдет. Но мы никогда не сетуем на коллег. Даже если видим, что провинциальный врач допустил ошибку, никогда у больного не спросим: "Какой дурак вас лечил?". Нельзя осуждать, потому что не знаешь, в каких условиях он работает и в какой ситуации завтра окажешься сам. Это тоже одна из традиций филатовской школы.