1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (258) за 11.01.99

ПОЛИТИКИ БЛЮДУТ ИММУНИТЕТ

Нынешние государственные мужи блюдут законный иммунитет пуще природного: чтобы лишить какого-нибудь политика депутатской неприкосновенности украинский Генпрокурор должен уломать несколько сот завсегдатаев сессионного зала! Без их согласия к депутату ни с какими уголовными мерами воздействия не подойдешь и на пушечный выстрел. Потому и приходят сейчас в некоторые парламентские "горячие головы" шальные мысли насчет полной либо частичной ликвидации депутатского иммунитета...

"В принципе, иммунитет депутату не нужен, равно как и любому другому честному гражданину, -- комментирует Юрий Кармазин, председатель Комитета ВР по борьбе с коррупцией и оргпреступностью. -- Я, например, в числе группы парламентариев прошлого созыва уже давно от "неприкасаемости" отказался. Однако властные рычаги в Украине предоставляют столь большие возможности для дискредитации политических противников и высоким чинам так тяжело бороться с этим соблазном, что полностью отменять иммунитет пока не стоит. Например, скажут: это преступник! Ату! И будь человек трижды невиновен, темное пятно на его репутации все равно останется. Возможно, стоило бы упростить процедуру снятия иммунитета, но в целом это вряд ли окажет существенное влияние на уголовный процесс".

Многие депутаты от иммунитета уже оказались, однако лишь на словах. Хотя по закону официальным документом, разрешающим уголовное преследование, может стать только решение ВР, ни один отказник не торопится отправить в парламент соответствующее предложение. А ценность устных заявлений в уголовном или гражданском процессе равна нулю. На практике еще ни одного депутата не судили без согласия его коллег. Все отказы от неприкосновенности используются как выгодные рекламные трюки, а на деле депутат всегда может юркнуть под защиту мандата. Так что иммунитет -- дело полезное...

"Да разве в иммунитете счастье? Он у меня ни к черту не годится! -- взгрустнул лидер зеленых Виталий Кононов. -- Постоянно то насморк, то печень шалит. Пробовал мандат прикладывать на больные места -- возбуждает чуток, но не попускает. Раньше вот дома еще пытался своим женщинам заикнуться, -- дескать, неприкосновенный я, -- руки прочь! А они зарплату все равно как отбирали, так и отбирают, даже заначку сделать не могу. По-моему, полноценный иммунитет у политика может выработаться только в гробу! Хотя очень опасаюсь, что и на том свете с неприкосновенностью проблемы: посмотрите на дедушку Ленина".

По-разному решается проблема привлечения парламентариев к ответственности в западных странах. Кстати, там эта процедура проще, чем у нас. Объясняется это тем, что западная политическая система держится на активной заинтересованности граждан политикой, общественном контроле за системой управления, что не позволяет одной группировке захватить руководство страной и безнаказанно уничтожать конкурентов. В том числе путем "наезда" на противников через правоохранительные органы. Потому и юридические тонкости там имеют меньшее значение.

В Германии депутат может чувствовать себя комфортно в течении всего срока своих полномочий. Ограничение личной свободы или уголовное преследование возможны либо с согласия парламента, либо по приговору конституционного суда. Арестовать "бундесдепа" по личной инициативе полиция может только, застукав его на месте преступления, либо в течение следующего дня, пустившись по горячим следам. А вот в Австрии среди депутатов Национального совета не находится охотников махнуть,допустим, в Швейцарию с панамским или украинским паспортом. Потому что согласие парламента для уголовного преследования депутата (не путать с арестом) не требуется.

Правда, при этом в австрийском законодательстве имеются существенные оговорки: дело на парламентария может быть заведено только в том случае, если его действия не связаны с политической работой. В случае, если подозреваемый или одна треть членов комитета по борьбе с преступностью подаст протест, свидетельствующий о политическом характере дела, последнее должно быть закрыто. И еще одна мера предосторожности: если депутат попадает "на мушку" правоохранительных органов, Национальный совет обязан не более, чем за 8 недель до суда определиться -- сдавать его или нет. Отсутствие решения -- знак согласия на арест.

В США иммунитет ограничен по объему и сроку действия. Хотя сенаторы и конгрессмены неприкосновенны во всех случаях, -- кроме совершения измены, тяжкого преступления или нарушения общественного порядка, -- существует временное ограничение депутатского иммунитета: народных избранников можно "брать в оборот" во время парламентских каникул. Самый краткий срок действия иммунитета установили японцы. Там законодателей нельзя задерживать только в период сессионного заседания. Поэтому японский депутат говорит с трибуны с оглядкой, иначе излишняя "сессионная" откровенность может закончиться решеткой. Самая простая и наименее затратная процедура лишения парламентария политической "невинности" существует в Великобритании -- для этого достаточно всего лишь решения одного председателя палаты народных представителей.

Все это очень поучительные примеры. Но каждому понятно, что их применение не сделает наше общество демократичным. Потому что свобода и правопорядок начинаются не с государственного закона, а с собственной головы. Ведь иммунитет совести еще никто не отменял даже у власть предержащих...