1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №156 (411) за 21.08.99

"ВЫ ПИСАЛИ -- МЫ ЧИТАЛИ. НЕ ХОТИМ ЧИТАТЬ -- ДОСТАЛИ!"

"Скажите, вам самому нравятся ваши стихи?" -- "Чудовищны" -- выпалил Иван. -- "Но обещайте, что не будете больше писать" -- Обещаю." ("Мастер и Маргарита" М.Булгаков). К сожалению, подобной клятвы вряд ли можно дождаться от авторов книг "новой волны", котороя захлестнула нашу "самую читающую"...

В книжных магазинах и на уличных раскладках среднестатистическому гражданину предлагается литература явно "пролетарского" происхождения. Анализ причин ее появления не столь труден, сколь полезен. Еще двадцать-тридцать лет назад учителя истории и литературы с благоговением рассказывали о буденовско-чекистском славном прошлом нашего народа. Лихие конники сбрасывали тысячи "подлых беляков" в море, а гениальные чекисты "пачками" ловили шпионов.

Все мальчишки моего детства размахивали перед улыбающимися, вечно пьяными, папами пластмассовыми наганами. Позже они сдавали нормы ГТО и учились в ДОСААФах защищать Родину. От кого только?! Так исподволь насилие вошло в нашу жизнь. А вот идеи ушли. Сама по себе идея "идеи", как и всякая другая, подразумевает постепенное угасание. Вопрос лишь во времени. Время ушло, мальчики с пластмассовыми наганами выросли, Союз "приставился". И Шариков с трибуны у пивного ларька объявил всем свободу: "взять да и поделить все". Однако, никто и ничем делиться не собирался. А чтобы не было недовольного народного сопения, массам бросили кость -- литературную "демократию, свободу и равенство". Когда-то, мы это уже проходили: помните, очумевший от марафета матрос Кошкодавенко захлебывался на митингах. К вящему ужасу внуки и правнуки этого матроса сейчас...

"Книга -- великий учитель" -- девиз не одного поколения цензеров. Чем сейчас занимается этот самый цензор? Если не "приставился", то, наверное, коптит небо в каком-нибудь СП. И очень даже может быть, что СП это печатает книги. Впрочем, и авторы и читатели "новый волны" нуждаются больше в услугах психиатра, нежели критиков. С обложек (кстати, хорошего полиграфического качества) книг на нас смотрят лица клинических идиотов, опоясанных пулеметными лентами. В зубах у них окровавленные ножи, в руках автоматы или обнаженные красотки с глазами пересоленного ивася. А впрочем... я предлагаю вам маленькую экскурсию по книжным раскладкам провинциального города Житомира.

"РУССКИЕ ДЕТЕКТИВЫ"

Оценка этой литературы требует очень осторожного подхода, ибо поклонники подобного "чтива" -- люди с запредельным вкусом. Положительные герои здесь разнятся лишь профессией: либо бывшие спецназовцы и опальные опера, либо прозревшие (на счет добра и зла) "зеки". Всех объединяет внешнее сходство: мускулистые -- шея, торс, ноги, руки и пронзительный взгляд внимательных глаз, которые "...иногда оттаивали и доброта лилась наружу неиссякаемым потоком..." (цитата). И имена у героев серьезные: Север, Марат, Рэм и т.д. Оно и понятно -- у неординарного героя и имя неординарное. А клички чего стоят! Кривой, Сиплый, Бешенный, Слепой, Хромой, Немой. Фрейд был бы в восторге -- непочатый край работы!

Беру первую книгу: "Лох и бандиты" и "Лох -- друг бандитов". В кратком содержании говорится: "Он не стреляет, но убивает всегда. С друзьями делится всем, с врагами -- смертью". Оно и понятно -- лох! Есть такие названия, от которых на душе становится теплее: "Наши по-прежнему в городе": "Дымящаяся кровь", "Кровь невинных", "Пантера за миг до удара", "Легкие шаги безумия", "Мой любимый киллер". Серия о Слепом завораживает: "Оружие для слепого", "Слепой против маньяка". Господи, а маньяк-то в чем провинился? Все это "удовольствие" напечатано 150-тысячным тиражем и стоит каждый "экземпляр" -- 6(!) гривен. Представляете? А "Цветы зла" Бодлера -- 3 грн. 50 копеек.

Все пошли в писатели. Оно и понятно -- писательский хлеб сдобен. Авторами становятся бывшие "оперы", телохранители и даже служащие банков. Хорошо хоть не забойщики скота. Воистину искусство принадлежит народу.

ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ.

Здесь нет места насильникам, "паханам", киллерам и путанам. Населяющие эти страницы герои -- сплошь романтики, аккуратисты, графы, беременные цыганки и старые слуги нежелательных детей баронесс. Ребенок вырастает, мстит, потом прощает, полюбив дочь врага. Хеппи-энд. Или иначе: в страсти -- погибает. Потоки слез, сладкая истома в груди и даже грезы перед сном вызывают эти истории у читателя. Сюжеты глупы до парадоксальности. "Я подобных романов не читаю -- говорит один из продавцов, поглядывая на ряды "лав-чтива", -- у меня другие пристрастия -- Хемингуей, Лачерквист, Фолкнер. А это... Кто эту "пургу" выпускает!". И правда, кто?

ФАНТАСТИКА

Здесь тоже происходят "сдвиги в земной коре". Если раньше зачитывались Ефремовым, Беляевым, Бредбери, Азимовым, то сейчас это: "Люди-пауки", "Конан-варвар", "Терминатор". Клиника.

Не поленитесь подойти к цветистому прилавку и присмотреться повнимательно. Чего здесь только нет! "Миры Карлоса Кастанеды" и "Тайные удары для будущих Ниндзя", чтиво по кришнаитству и "Астраль --волосатый мужик". А Абессалом Подводный предлагает свой шедевр -- "Кабаллистическую астрологию". И лишь в дальнем углу стоит, неизвестно как здесь очутившаяся, "Роза Мира" Даниила Андреева... за 3 гривны.

Пошел дождь, стало грустно. Захотелось чего-то светлого и чистого.

С обложки книги на меня смотрел олигофрен с ящиком гранат на плече. Название извещало, что "Волк не виноват". А кто виноват в 150-тысячекратном повторении глупости, жестокости и пошлости. Кто -- если не мы?

...Который месяц я ищу пьесы Шварца. Не могу найти.