1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99

"КИЧ" -- ЭТО НЕ РУГАТЕЛЬСТВО

Во всех областных центрах существуют отделения Союза художников Украины. Около тридцати лет назад при них открылись художественные салоны, а проще -- магазины, торгующие произведениями искусства. Цель создания -- приобщение народа к прекрасному. Естественно, не даром. Появился такой очаг культуры и в родном Житомире.

С тех пор каждый житель города и окрестностей может приобрести в салоне что-нибудь высокохудожественное или не очень, в зависимости от состояния кошелька и изысканности вкуса. Правила приема на комиссию, придуманные кем-то еще в конце 60-х, действуют и поныне: счастье созерцать, как плоды творческих порывов перекочевывают с полок и стен салона к непосредственному потребителю, доступно преимущественно членам вышеупомянутого СХУ.

Ассортимент в салоне преобширнейший: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства (образцы последнего могут сдавать на комиссию даже рядовые граждане. -- Авт.). Наверное, поэтому здесь можно встретить львовское стекло, луцкую керамику, местное дерево и еще много разных "штучек" со всей Украины. Имеются даже уникальные часы ручной сборки.

В салоне я познакомился с директором -- замечательным человеком Натальей Богомаз.

-- Скажите, как все это попадает к вам в салон?

-- Просто из мастерских продавать ничего нельзя. Все должно быть официально задокументировано. Как видите, ничего не изменилось. По-прежнему наши цель и задачи -- популяризация и реализация предметов искусства (согласитесь, странное сочетание. -- Авт.).

-- Вы возглавляете экспертно-оценочную комиссию. Какой уровень образования дает такие полномочия?

-- Я педагог, жена художника и, конечно, безумно люблю искусство. Но этого, как вы понимаете, недостаточно. Пришлось получить искусствоведческое образование. И совсем не для того, чтобы "научиться чувствовать "душу" любого произведения", (как нам говорили во время учебы), а для того, чтобы иметь право оценивать, решать -- что брать, а что не брать на комиссию и сколько это должно стоить. Теперь право есть, а оценивать почти нечего.

Кушать хочется всем, и, наверное, поэтому количество всего нарисованного и слепленного никак не переходит в качество. В наши тяжелые времена не посмею обвинять художников в том, что они из последних сил пытаются быть "мастерами на все руки", следя за конъюнктурой вялого и нецивилизованного художественного рынка. При этом наспех сделанные "произведения", демонстрирующие полное отсутствие знаний и техники, пополняют, простите за каламбур, кучи "кича". Но где, скажите на милость, подрастающее поколение может узнать, что "кич" -- не ругательство, а то, что гордо именуется произведением искусства -- вовсе не "кич", а пародия на него? И для того, чтобы делать настоящий "кич", нужен и талант, и профессионализм. Ведь в системе нашего, в прямом смысле слова, среднего образования преподавание даже азов истории искусства -- явление уникальное и сегодня.

-- Грустно наблюдать, как в последнее время даже по-настоящему творческие люди все чаще используют в своих произведениях этакий купечески-нафталиновый стиль с оттенком мистики -- все эти обнаженные женщины с окровавленными мечами на фоне лунного пейзажа?

-- Конечно, грустно. Вы правы -- мы захлебнулись в потоке "кича". А ведь житомирская живописная школа занимала одно из ведущих мест на Украине. Наша земля известна такими талантами как Максименко, Богомаз, Шелудько. Их имена -- во многих каталогах Европы. Но художник сам не может, да и не должен "раскручивать" свое творчество. Для этого существуют профессиональные менеджеры, да где же их взять при такой-то бедности? Вот и плодятся в салоне и на уличных лотках "кошечки" и "русалочки", как в 50-е годы.

-- Наталья Владимировна, а может быть, такой салон в эпоху "караоке на майдані" просто уже никому не нужен? Его "близнец" в Чернигове давно торгует водкой, например.

-- Не знаю... Но перспективы довольно мрачные. А дело-то хорошее, жаль...

Салон в Житомире отчаянно пытается удержаться на плаву. Даже вернисажи с фуршетами время от времени бывают, лекции разъяснительные, беседы о живописи и пр. Но это уже -- из "самых последних сил". Местные власти просто не замечают, столица далеко, энтузиастов-помощников все меньше. Заработной платы директор салона в 1999 году еще не видела. Так что "глас вопиющего", наверное, постепенно превратится в "шепот", а дальше -- тишина.

-- Еще несколько лет назад местная интеллигенция хоть иногда могла позволить себе роскошь... А сейчас -- только "новые", которые выбирают произведения под цвет облицовки камина. А "самые новые", те больше собственные портреты хотят иметь, в полный рост и с "мобильником". Это не к нам.

Попрощавшись с хозяйкой, я снова зашел в салон. Там была выставлена на продажу шикарная медвежья шкура (Н.В. имеет право принимать такие вещи на комиссию. -- Авт.). Владелец шкуры уверял, что медведь с самой Аляски. Случайные иностранцы, говорят, хотели купить, но не смогли получить разрешения на вывоз. Как "импортная" шкура превратилась в национальное достояние -- не пойму, да и не об этом речь.

А вот "ветры перемен", кажется, все-таки подули. В стеклянных витринах появились канцтовары. А пока невостребованные часы ручной сборки потеснились в уголок и там отсчитывают последнее мгновение тысячелетия.