Выпуск газеты Сегодня №106 (361) за 11.06.99
...А ВЬЕТНАМ РАЗДАЛ ЗЕМЛЮ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ
Отечественное сельское хозяйство переживает катастрофический спад продуктивности. Ситуация настолько серьезна, что Президент Украины создал специальную Комиссию по вопросам аграрной политики во главе с вице-премьер-министром Михаилом Гладием. Объективных предпосылок для изменения ситуации к лучшему пока не видно, -- прозвучал приговор нашему агропрому на макроэкономическом семинаре "Сельское хозяйство: реформы и их эффективность". По мнению руководителя секретариата Комиссии Владимира Демьянчука, несмотря на то, что разгосударствление сельхозпредприятий и паевание земель в Украине практически завершены, это не дало желаемых результатов. Но такая полумера и не могла остановить кризис в стратегической отрасли! Ведь главная причина пробуксовывания реформ в том, что земля у нас так и не стала реальной собственностью тех, кто на ней работает. А значит, отсутствует рынок земли, не внедряются эффективные системы кредитования сельхозпроизводства, основанные на ипотеке. Непрерывное противостояние между правительством, "созревшим" для реформ, и Верховной Радой, не дающей превратить "матінку" в товар, подлежащий свободной купле-продаже, создало патовую ситуацию.
Строго говоря, нельзя утверждать, что на аграрной реформе и конь не валялся: по крайней мере, "для галочки" сделано немало. Начиная с 1996 года, якобы приватизировано более 5000 сельхозпредприятий, но на самом деле это была лишь формальная передача права пользования землей. Новоиспеченные коллективные сельхозпредприятия (даже в названии недалеко ушедшие от колхозов) остались пасынками государства, которое просто вынуждено, выполняя социальную функцию, поддерживать их то невозвратными кредитами, то техникой и удобрениями, то дешевым топливом. Взамен по смешным ценам "выкачивая" урожай. А кто же будет работать на "дядю", как на себя самого? Еще Радищев устами крестьянина утверждал, что это -- грех.
Такая политика со стороны державы неизбежно ведет к инвестиционному вакууму в аграрном секторе, поскольку ни один инвестор не станет вкладывать средства в заведомо неэффективные предприятия. Расхожий лозунг о необходимости поддержки украинского села корректен лишь отчасти: в действительности поддерживать стоит только тех, кто способен работать рентабельно, а для безнадежных банкротов необходимо определить условия передачи земли и техники более эффективному собственнику. Примером удачного реформирования села представители Комиссии назвали опыт Вьетнама, где реформы были проведены за... несколько дней. Землю там передали в аренду сразу на пятьдесят лет, после чего государство не вмешивается в процессы производства, ограничившись лишь контролем за сверхприбылями монополистов.