1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (130) за 07.07.98

РОМАНТИКИ ПАРОВОЗНОГО ДЫМА

Я, даже спустя пару дней после возвращения в Киев, ловил себя на том, что явно не к месту придурковато улыбаюсь. Оно и понятно: их было сразу тридцать -- англичан и немцев, а вы же знаете, какие они все приветливые да улыбчивые. Небось и во сне радуются жизни. Вот и мы, трое киевских журналистов, плюс примкнувшая к компании бдительная супруга одного из нас, дабы не прослыть невоспитанными, -- раскланивались и улыбались, улыбались и раскланивались...

Итак, три десятка преимущественно немолодых "микки-маусов" (как мы дружелюбно нарекли между собой население двух спальных вагонов) пребывали наверху блаженства. Целую неделю они колесили по украинским железным дорогам на туристическом поезде. В этом, собственно, и состояла единственная цель приезда заграничных отпускников в нашу "терра инкогнита". Обвешанным шикарной фототехникой и видеокамерами мужикам не нужна была ни утопающая в зелени днепровских круч лавра, ни жутковатые индустриальные пейзажи юго-востока страны, ни прохладные тени Карпатских гор, ни, в конце концов, великолепная украинская кухня. Здесь им требовалось одно-единственное: паровозы! Много-много больших и маленьких паровозов. Поэтому их не пугали ни тяготы постоянного пребывания на рельсах, ни грязь провинции, ни дичайшая июньская жара.

Нет-нет, никто не собирался покупать в Украине реликтовые средства передвижения, приводимые в действие энергией водяного пара, высвобождающейся при сжигании угля или дров (хотя бывал у нас в стране и чудак-англичанин, пустивший паровоз по самодельной железной дороге вокруг собственного дома). В отеле на колесах "Джерело" собрались, так сказать, платонические любители старой техники: паровозы были интересны им как объект фотографирования и просто созерцания. "Я работаю электриком в лондонском метро, но мне так не хватает настоящих паровозов. Поэтому все отпуска я давно провожу именно таким образом", -- разоткровенничался после пары бутылочек украинского пива седовласый британец Йо, оставивший дома жену и детей ради небесспорного удовольствия в четвертый (!) раз прокатиться по нашим стальным магистралям.

"Есть среди них коллекционеры паровозных номеров; есть энтузиасты узкой колеи, для которых Украина с ее третьим местом в Европе по концентрации узкоколеек -- настоящий Клондайк; есть фанаты -- "трамвайщики": для них здесь тоже раздолье, ибо только в нашей стране можно увидеть междугородний или подземный трамвай. Не редкость и ценители отдельных типов паровозов и тепловозов. Наконец, можно встретить энтузиастов, задавшихся целью во что бы то ни стало проехать по всем железным дорогам на планете", -- рассказывает директор компании "Джерело" Николай Пашкевич, объясняя несколько странные на первый взгляд маршруты. Последние прокладываются так, чтобы побывать в как можно большем числе железнодорожных депо и параллельно -- пофотографировать мчащийся на всех парах состав на фоне живописных пейзажей (для этого предусмотрены регулярные 10-минутные остановки). Само собой, и комфортабельные вагоны "Джерела", где есть душевые кабины и кондиционеры, бар-ресторан и музыкальный салон, тянет за собой настоящий паровоз. Причем на разных отрезках маршрута одну модель, к неописуемому восторгу "микки-маусов", заменяют на другую.

Железные дороги у нас, как известно, -- вотчина государственная. А частное предприятие "Джерело" по этим дорогам, между прочим, устраивает по 12--16, а бывало, что и 20 туристических поездок в год. Я спросил Николая о взаимоотношениях "Джерела" и "Укрзалiзницi".

"Разумеется, они коммерческие, -- отвечает директор. -- Мы платим немалые деньги за пользование державными рельсами и за возникающие в связи с этим некоторые технические и организационные трудности. Но этих взаимоотношений могло и вовсе не быть, окажись в руководящих креслах "Укрзалiзницi" "дубовые" чиновники, каких по сей день полно в монопольных госструктурах. К счастью, руководители вроде замгендиректора по пассажирским перевозкам Владимира Олейника, курирующего и железнодорожный туризм, трезво оценивают общее состояние рынка туристических услуг в стране. Как бы непатриотично это ни звучало, в нынешнем виде Украина -- отнюдь не самый привлекательный объект международного туризма. И когда места в очень даже не дешевых турах "Джерела" раскупаются за год вперед, волей-неволей приходишь к закономерному выводу, что единственно приемлемый для нашей страны вариант пополнить бюджет за счет доходов от туризма -- это туризм специализированный, по интересам".

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

ООО "Джерело" возникло на базе студенческого предприятия, с 1988 года действовавшего при Киевском горкоме комсомола. Железнодорожный туризм -- идея сотрудников фирмы, почерпнутая из периодики -- потребовала поиска и реставрации паровозов, большинство из которых готовились к порезке на металлолом, обеспечения комфортного проживания в отеле на колесах и энергонезависимости во время стоянок поезда. К настоящему времени инвестировано около 300 тыс. долларов в реконструкцию турпоезда "Джерело" (который остается в собственности ЮЗЖД и используется по договору аренды) и около 150 тыс. долларов -- в восстановление и эксплуатацию паровозной техники. В собственности фирмы -- три реставрированных за собственный счет редких паровоза; еще около двадцати, восстановленных при финансовом участии "Джерела", остаются на балансе железной дороги и также используются по договору аренды.

Первый тур для 56 иностранцев состоялся летом 1991 года и имел широкий резонанс среди ценителей старой техники. С 1994 года туры стали регулярными: в среднем -- 1 раз в месяц, что, наконец, позволило сделать поездки рентабельными. Около 70% поездок организуется для энтузиастов железнодорожного транспорта. Остальные -- также исключительно специализированные: для любителей деревянного зодчества, оперного пения и пр. В 1999 году планируется поездка по Украине группы медсестер из Японии. Наибольший наплыв туристов наблюдается из Германии, Швеции, Великобритании и Швейцарии.