1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (156) за 12.08.98

В РОЛИ ГАРАНТА, А НЕ НЯНЬКИ

Украинской дипломатии зачастую приходится сталкиваться со сложнейшими внешнеполитическими задачами, которые она, тем не менее, успешно решает. Об этом говорил на брифинге для журналистов начальник консульского отдела МИД Виктор Андреевич Кирик. К сожалению, наша дипломатия испытывает те же трудности, что и вся страна. Актуальная проблема -- открытие дипломатических представительств в государствах, сотрудничество с которыми представляет интерес для украинской экономики. Например, в Китае или в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но их открытие и содержание требует немалых финансовых затрат, которые наша страна не может себе позволить.

Г-ну Кирику были заданы вопросы, касающиеся задержания в иностранных морских и воздушных портах украинских авиалайнеров и судов. Все случившееся связано с тем, что владельцы этих самолетов и кораблей нарушили свои финансовые обязательства перед зарубежными партнерами. В адрес МИДа и отдельных дипломатов нередко можно слышать упреки: мол, действуют они в таких ситуациях неуклюже -- то ли не хотят, то ли не умеют защитить интересы украинских граждан.

МИД обязан защищать права своих сограждан, находящихся за рубежом, но не обязан оплачивать их долги, решать их финансовые проблемы. К тому же у нашего ведомства нет на это денег.Тем не менее оно нередко приходит на помощь своим попавшим в беду согражданам. Виктор Кирик напомнил о печальном инцинденте в Нигерии, где было задержано наше грузовое судно. Стараниями дипломатов 23 члена экипажа были освобождены из-под ареста и отправлены домой в Мариуполь. Иное дело, что на чужбине остались четверо моряков во главе с капитаном, и готовится судебный процесс. Дипломаты, естественно, не имеют права в нем участвовать. Здесь нужны высоквалифицированные адвокаты, услуги которых стоят дорого. Вот об этом и должна была позаботиться заинтересованная сторона -- Азовское морское пароходство. Однако его руководители предпочитают перекладывать обязанности на плечи МИДа.

То же самое происходит и в других случаях, таких как арест нашего воздушного лайнера в греческих Салониках, захват морского судна в египетском Суэце и т.д. и т.п. Владельцы этих транспортных средств вместо того, чтобы утрясти свои финансовые недоразумения со своими зарубежными партнерами, полагаются на дипломатов.

И все же дипломатические службы используют все рычаги своего влияния, чтобы облегчить судьбу своих соотечественников: обращаются к генеральному секретарю ООН, требуют гарантий безопасности для наших моряков и даже занимаются обеспечением их водой, продовольствием и топливом.