Выпуск газеты Сегодня №151 (406) за 14.08.99
ЛЮБИТЕЛИ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ ПО КОРЯВОМУ АСФАЛЬТУ НЕ ПОКАТЯТ
КОНЬКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: ЗЕЛЕНЫЕ И КРАСНЫЕ...
Мое первое знакомство с роликами случилось совсем недавно. Не то чтобы по темноте своей я не имела о них представления, но попробовать прокатиться удалось пару дней назад в киевском Роллер-клубе. Там собрана настоящая коллекция моделей роликовых коньков -- от примитивных до "продвинутых". Признаюсь честно, внушительный стеллаж, сверху до низу забитый роликами, поверг меня в тихий шок: как к этому разнообразию подступиться, с чего начать? Как объяснили мне здешние эксперты, первое, что нужно сделать будущему роллеру, -- это выяснить, чего он... хочет.
-- Если вы не собираетесь покорять вершины роллерского мастерства, а хотите просто кататься по тротуарам, возьмите модель фитнесс-стиля, -- говорит Алексей Солодкин, роллер с многолетним стажем. -- У фитнесс-коньков достаточно крупные колеса -- 70--76 мм в диаметре, благодаря этому без всякого риска для здоровья можно совершать самые головокружительные развороты.
Фитнесс-коньки -- это воплощение безопасности для начинающих. Они максимально удобные и устойчивые -- нога не "заламывается", а полеты над уровнем асфальта не смертельны, поскольку высота конька занижена. Подойдут фитнесс-коньки и любителям потанцевать, ведь на крупных колесах лучше всего получаются умопомрачительные па и пируэты.
Но самые крупные колеса у коньков-вездеходов -- около 100 мм в диаметре. Эта новинка роллер-рынка предназначена для бездорожья. На "вездеходах" -- по три колеса, и укреплены они почти как на велосипеде.
Если же вы поклонник конькобежного спорта, то вам нужны специальные коньки, на которых можно кататься с потрясающей скоростью. "Гоночные" ролики имеют по пять колес диаметром около 78 мм. Кстати, стоит предупредить начинающих любителей быстрой езды: приобретение миниатюрной гоночной "машины" обрекает вас на вечные поиски хороших трасс. Потрескавшийся и вздутый асфальт опасен для локтей и коленок.
А настоящие мужчины, скучающие без порции адреналина, могут купить ролики для агрессивного катания.
Марк Пустовит |
Позаботились фирмы-производители и о любителях хоккея: дабы те не скучали все лето, выпустили специальные коньки для роллер-хоккея. Отличительная особенность этой модели -- отсутствие каких бы то ни было ремней, зажимов и застежек. Видимо, для большего сходства с их ледовыми собратьями, здесь эту функцию выполняет традиционная шнуровка. Диаметр колес у коньков для роллер-хоккея -- 70--76 мм.
"НАТУР ПРОДУКТ" И "ПОГРЕМУШКИ"
Определившись с выбором коньков, начинающий роллер отправляется за покупкой. Вот тут-то и возникает вопрос -- куда? Ведь неохота тратиться на недолговечную или даже опасную туфту.
-- Идите в фирменный магазин, -- советует Алексей Солодкин, -- только там можно выбрать действительно качественную и надежную модель. Кроме того, вам не только помогут советом, но и дадут гарантию. А на рынке -- сами понимаете...
Отличить "подлинник" от тайваньской подделки проще всего по цене. Хорошие коньки не могут стоить меньше $50. Цена на фирменные модели колеблется в пределах от $70 до 100. Это же касается и средств безопасности. Наколенники, налокотники и напульсники высокого качества обойдутся вам в $50, а липовые можно купить и за $25.
Но цена-ценой, а все же хочется знать, из какого "теста" лепят все это роликовое разнообразие. И вообще, по каким признакам можно отличить фирменные коньки от "самопальных"?
Профессионалы утверждают, что на глаз "натур продукт" и "погремушки" практически одинаковы. Такие же колеса, ботинки, тормоза... Однако прочность материала, из которого сделаны все эти детали, совершенно разная.
-- Ни одна тайваньская подделка, которыми заполнен украинский рынок, не прослужит дольше 2--3 месяцев, -- предупреждает Марк. -- Их делают из обыкновенного пластика, а он не выдерживает сильных нагрузок и в буквальном смысле слова разваливается прямо на катальщике: может треснуть ботинок, стереться колесо, рассыпаться рама, на которой оно укреплено...
Колеса качественных роликов изготовлены из полиуретана со специальными добавками, причем состав материала каждая фирма держит в строжайшем секрете. Благодаря этому такие ролики легкие, долго не стираются и защищают стопы от ушибов. А некоторые хоккейные и гоночные модели крепятся на кожаные ботинки с вентиляционными шлицами. Для разных моделей неодинакова и..."прыгучесть". Например, коньки для начинающих почти не пружинят. А "хоккейные", "агрессивные" и особенно "гоночные", хорошо отскакивают от асфальта.
-- Влияет на прочность роликов и жесткость колес, -- говорит Марк. -- Для начинающих она должна быть 76--85А, а для экстремального катания -- 80--100А. Но помните: чем жестче колеса, тем хуже они гасят удар.
Скорость роликов определяет самая важная и загадочная (поскольку невидимая) деталь -- подшипник. Его характеристики обозначены так: АВЕС-1, АВЕСК-3, где цифра указывает на качество. 1 -- самое низкое, 9 -- самое высокое. Кстати, диаметр колеса, жесткость и качество подшипника должны быть указаны на самом ролике. Если же их нет или качество подшипников обозначено другими буквами -- вы зря потратили деньги.
"НОСКИ" КАК ПРОТИВОУГОННОЕ СРЕДСТВО
Примеряя облюбованные ролики, обратите внимание и на самую интимную часть -- "носок", или так называемый внутренний ботинок. Он хорош, если плотно облегает ногу, надежно защищая подъем, пальцы и пятку от ушибов. А стелька обязательно должна быть анатомической и с отверстиями -- для вентиляции. Учтите, в неудобных ботинках нельзя кататься долго. Если вы и совершите такой подвиг, то будете "вознаграждены" мозолями.
-- В последних модерновых моделях внутренний ботинок изготовлен из таких материалов, которые полностью повторяют рельефы вашей стопы, -- говорит Алексей. -- Внутреннюю часть новых коньков разогревают феном, обувают их и ждут несколько минут. После этого носок застывает, как вторая кожа. Эффект от такой технологии двойной -- во-первых, потрясающе удобно кататься. А во-вторых, такой ботинок -- отличное противоугонное средство, ведь никто другой обуть ваш ролик не сможет. Ну, конечно, если не хочет покалечиться.
Но и эти новомодные чудеса еще не предел роликового совершенства. Последним хитом стала модель, в которой колеса отстегиваются от ботинок. Мне довелось примерить это замечательное "роллер-хау". Ощущение, скажу я вам, превосходное: ботинок-то кожаный -- элегантный и удобный, к тому же не надо носить за собой сменную обувь!