1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (260) за 13.01.99

ЗАКОННЫЙ НЕЗАКОННОГО НЕ РАЗУМЕЕТ

На днях Президент вернул Верховной Раде один из самых важных законопроектов для украинской государственной системы -- закон о Кабинете министров. Столкновение двух политических фронтов стало всего лишь новым финтом в длительной канцелярской переписке между секретариатом Верховной Рады и администрацией Президента. Ранее глава государства уже возвращал закон, требуя внести свои поправки. Его условия оппозицию не устраивают, поэтому теперь все повторится по новой. Почему же из-за каких-то бумажных распасовок ломает себе голову такое количество первостатейных политиков?

"В анархическом устройстве нашей госсистемы правительство надо поставить в законодательные рамки, хотя бы для облегчения контроля над ним, -- считает председатель Комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Юрий Кармазин. -- Уже сейчас у нас 26 министерств и свыше 70 ведомств с таким же статусом. В условиях украинской командно-административной "монархии", слегка ограниченной Конституцией, разбухание аппарата вызывает падение эффективности его работы. Отвечать за конкретные ошибки, просчеты, злоупотребления некому".

Самому правительству закон о себе, бесподобном, не очень-то и нужен, поскольку отечественные чиновники страсть как не любят юридические "клетки", предпочитая свободу действий. Но в борьбе за перетягивание одеял между ложами украинских финансово-политических группировок каждый нормативный акт, оговаривающий чьи-то полномочия, повышает независимость и, следовательно, влияние определенного госоргана. Кроме того, в самой структуре исполнительной власти (начиная с жэка) существует сильное неравенство, которое на уровне министерств перерастает в конкурентную борьбу за собственную "самостійність" и дополнительное финансирование.

Конституция Украины, созданная по евростандартам, не слишком четко оговорила механизм ответственности Кабмина перед двумя основными ветвями власти. Пока отдел кадров правительства выполняет президентские распоряжения, министры видят в Президенте отца родного. Однако парламент требует для себя равнодолевого участия в управлении Кабмином, то есть депутаты хотят усилить подотчетность высших чиновников законодательному собранию. И вот почему...

Наши избранники иногда вынуждены отчитываться перед избирателями (скажем, за месяц до парламентских выборов). Как ответить народу за провалы государственной политики, к которой сам имеешь прямое отношение? Ну не объяснять же теории Монтескье и основы конституционного права! Самое эффективное -- отреагировать немедленным смещением парочки ответственных персон. Депутатов раздражает, что до сих пор этот радикальный метод борьбы используется исключительно Президентом. "В стране есть Конституция, которая специально разграничила полномочия трех ветвей власти, -- комментирует представитель Президента в ВР Роман Безсмертный. -- И если Президент является законным главой исполнительной власти (что, к слову, полностью соответствует многим европейским конституциям), то зачем же парламенту перетягивать на себя его суверенные права? Некоторые депутаты не справляются с собственными обязанностями, а хотят еще чужие присвоить. Если не будут учтены поправки Президента к закону о Кабмине, сделанные в полном соответствии с Конституцией, то Леонид Кучма такой закон никогда не подпишет".

Правительству чрезвычайно выгодно было бы утверждение парламентского варианта закона о Кабмине, поскольку, подчиняясь сразу двум хозяевам, можно пользоваться большей свободой политического маневра. "Да, основная причина столкновения интересов Президента и парламента лежит именно в контроле над работой Кабмина, -- заключает председатель комитета ВР по свободе слова и СМИ Иван Чиж. -- Столкновение это носит не столько правовой, сколько политический характер. Верховная Рада знает, что глава государства не согласится с предложенным нами законопроектом, однако депутаты обязаны использовать любую возможность изменить нынешнюю провальную государственную политику. Конечно, борьба за власть непрерывна, и даже если бы в Украине жизнь стала райской, парламент также требовал бы контроля над главным органом госуправления".

Очевидно, что определенные изменения конституционного поля вокруг правительства современной Украине все же необходимы. Вопрос только -- какие именно? К примеру, во Франции -- стране с весьма схожим государственным строем -- правовое положение правительства описано в Конституции, и специального закона о нем не существует. Формирует и руководит французским кабмином исключительно президент, парламент в этом участия не принимает. Тем не менее без поддержки Национального собрания правительство не смогло бы работать: смена министров нередко происходит по инициативе депутатов. Дело в том, что в случае отклонения парламентским большинством какого-либо принципиального законопроекта премьер должен вручить президенту заявление об отставке правительства. Неодобрение законопроекта равнозначно выражению недоверия депутатов ко всему правительственному курсу. Такой маневр приводит к изменению ориентиров политической власти.

Интересно, как бы прижилась такая традиция в Украине, где только нынешний Кабмин имел не менее двух десятков громких поводов хлопнуть дверью? Впрочем, для украинских условий более оптимальным можно считать польский опыт, учитывающий особенности превращения тоталитарной системы в демократическую. В Польше статус кабмина закреплен только в Конституции. К компетенции президента относится назначение премьера и (по его предложению) -- прочих министров. Но изюминка в том, что председатель кабмина в течение 14 дней с момента назначения должен представить парламенту программу деятельности правительства. Только в случае одобрения программы Сейм утверждает министров в должности. Если же программы нет, она нереальна или же министры не назначены, -- правительство избирает сам Сейм. Логично и элегантно...

К сожалению, подобной, весьма разумной оговорки касательно жесткого срока представления правительственной программы украинская Конституция не содержит, что порождает безответственную чиновную чехарду. За годы украинской независимости программы действий многочисленных кабминов всегда были вторсырьем. Чтобы там зашевелились, необходимы известные конституционные изменения, которые пока вряд ли возможны. Виной тому -- неготовность к компромиссу как со стороны власти, так и со стороны коммунистической оппозиции. Не понять этого французам или полякам. Самое обидное, что не понимает этого и большинство украинцев...