1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (401) за 07.08.99

О ЧЕМ МОЛЧАТ ТАКСИСТЫ

Такси -- не роскошь, а средство передвижения уже потому, что вряд ли найдется хоть один человек, который ни разу не воспользовался услугами зеленоглазых в шашечку машин. "Мне доводилось перевозить и рожениц, и депутатов, даже Дедов Морозов под Новый год, -- рассказал один из таксистов. -- А чего только не услышишь на работе! Семейные скандалы -- само собой, главное -- все новости. Я даже телевизор не смотрю, потому что знаю о политике, экономике, да и о жизни все!" А что мы знаем о таксистах, вернее, о такси?

Экскурс в историю. Первые таксомоторы появились в 1903 году на улицах Лондона. Спустя восемь лет в столице Англии их было уже более восьми тысяч (для сравнения: в 1985 году в Киеве насчитывалось всего две с половиной тысячи такси). Своим названием эти машины обязаны немцу фон Таксису, который еще в 1480 году открыл в Европе частное почтовое дело, а термин "такса" тогда означал денежные отчисления в пользу семейства Таксисов, из которых уплачивались налоги.

Сегодня только в Киеве зарегистрировано почти десять тысяч таксомоторов, правда, легальных ("оформленных" в предприятия и фирмы, добросовестно уплачивающие налоги) всего 1 056. В Украине (Киев и областные центры) эксперты Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков (ВААП) насчитали 6 865 "легалов" и около сорока тысяч "кастрюльщиков" (так в Одессе любовно называют тех, кого мы величаем "грачами").

Если в период развитого социализма свободно нанять такси было довольно проблематично, то сегодня предложение настолько превышает спрос, что подавляющее большинство таксомоторов простаивают в ожидании клиентов. Государственные таксопарки давно преобразовались в открытые и закрытые акционерные общества, основным "движимым" имуществом которых остаются изрядно отъезженные, с легким запахом бензина в салоне 24-е "Волги" (63% от всех зарегистрированных таксомоторов в Киеве).

Компании побогаче обзавелись иномарками. Например, транспортно-эксплуатационное предприятие ЗАО "Укрпроминвест" катает своих пассажиров на "КIА-кредос", "Автосвіт-такси" эксплуатирует японские "Субару", а "Касан-авто" -- исключительно Дэу "Ланос" и новые ГАЗ "Волга-3110".

Таксомоторный бизнес, как и любой другой, предполагает жесткую конкуренцию и максимальное (по возможности, конечно) удовлетворение желаний клиентов. К примеру, частное предприятие "Радио-такси" предоставляет пассажиру услуги, начиная от экскурсионных поездок по городу до бронирования номера в отеле или билета на самолет по радио. У всех водителей этой компании высшее образование, они владеют одним-двумя иностранными языками (на случай, если какой-нибудь мистер Смит захочет поближе познакомиться со стольным градом). Естественно, услуги такого такси обойдутся дороже обычного зеленоглазого.

По словам Валентина Могилы, главного специалиста Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, таксопарки крупнейших городов страны не пестрят современными машинами. В Одессе, например, их 50%, в Днепропетровске -- 15%, в Запорожье -- 10%. В остальных областных центрах иномарки вообще отсутствуют, а по дорогам громыхают родные старые "Волги". Хотя...

-- Любителей отечественных автомобилей можно порадовать наличием в таксопарках новехоньких 31-х "Волг", количество которых достигло уже 1% от всех легальных такси. В Киеве, правда, их всего двадцать, -- рассказывает Валентин Павлович. -- Зато для перевозки пассажиров эта машина идеально подходит -- просторный салон, вместительный багажник. Вот только наши дороги укорачивают век этим "кораблям".

Сегодня почти все столичные таксомоторы оборудованы радиосвязью, что дает возможность вызывать их по телефону через диспетчера в нужное место и время. Лет пятнадцать назад из двадцати тысяч таксомоторов Украины только 15% могли похвастаться этой роскошью.

"ЗАЧЕМ МНЕ ЧЕК?"

Еще одно нововведение, которого лишены старые "Волги" -- электронный таксометр, которым, по крайней мере в столице, снабжены все такси. Этот миниатюрный кассовый аппарат не только сосчитает, сколько вы проехали километров, но и выдаст чек, являющийся бухгалтерским документом предприятия. "Зачем мне чек?" -- спросят многие. Таксомотор, как и другие транспортные средства, -- источник повышенной опасности. Если здоровью пассажира будет причинен вред (например, при дорожно-транспортном происшествии или в других случаях), то доказать свое пребывание в автомобиле будет сложно. Процедура получения компенсации за причиненный ущерб пассажиру как потребителю транспортных услуг значительно упрощается при наличии чека. С юридической точки зрения, заключение договора перевозки пассажира констатируется приобретением билета (чека) на право проезда. Кроме того, без чека бухгалтерия не возместит вам командировочные расходы.
Фирма			№ телефона	Вызов	Посадка		Проезд
"Радио-такси" 2959508 0,80/мин
"Автосвіт-такси" 2344444 2,50 0,80 0,80/км
ЗАО "Укрпроминвест" 5740574 3,60 0,80 1,20/км
АО ЗАО "Транспортник" 058 2,50 0,80/км ("Волга")
"Касан-авто" 3,00 (ночью) 0,90/км (Дэу)
ОАО АТП-13002

ПО СЛОВАМ ПРАКТИКОВ

Как сообщили "Сегодня" в компании "Касан-авто", плата за проезд возросла с 60 до 90 копеек за километр в связи с бензиновым кризисом. Соответственно возрос и план перевозки пассажиров, чтобы хотя бы частично компенсировать затраты на топливо. Водители с трудом, но справляются. В дальнейшем стоимость проезда напрямую будет зависеть от стоимости получаемого топлива.