1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №145 (148) за 31.07.98

ОНИ УЖЕ ДАВНО НЕ ВЫБИРАЮТ ПЕПСИ

Многие из вас наверняка еще помнят хит времен перестройки -- картину Карена Шахназарова "Курьер" о вечном несовпадении желаний стариков и молодых: первые думают, что они все понимают, вторые хотят, чтобы их оставили в покое. Лично меня там умиляла старушка, которая трясла головой и говорила: "О, я хорошо знаю молодежь!" Эта милая бабушка представляется мне отличным символом тех, кто сегодня пытается формировать молодежное вещание.

Похоже, молодежная субкультура и ТВ -- две непересекающиеся прямые. Эта добрая традиция, берущая свое начало с времен совдеповского цензурированого вещания, только укрепилась в перестроечные и постперестроечные времена, выдавая суррогат псевдомодных музыкальных и прочих программ за "натуральный продукт".

Попытка пробиться к молодежной аудитории в свое время начиналась с заигрыванья ("До 16 и старше"), имитации "разговора на равных" ("12-й этаж"). Ближе всего (журналистика новой волны плюс ситуация в обществе) приблизились к желаемому результату "Взгляд" на ОРТ и "ГАРТ" на украинском телевидении. Но как только молодняк потерял интерес к экстремистскому лозунгу "Перемен, мы ждем перемен", их актуальность, востребованность сошли на нет. А поле битвы после победы, как известно, принадлежит мародерам. На смену публицистике тут же явился хабал. "Телевизионный НЭП" подарил молодежной аудитории "Музобоз" -- "продвинутый", как турецкий ширпотреб, и утонченный, как слоники на комоде. Иван Демидов стал носителем купеческого лоска и пэтэушной терминологии: "Посплетничаем вместе, чуваки, потому что других новостей на сегодня больше нет". На завтра, похоже, тоже...

На украинском ТВ вообще никто особо не проникся темой. Не до того -- родина в опасности. После "ГАРТа" фактически не делалось даже сколь-нибудь серьезных попыток возродить молодежное вещание. Отдельные примеры носят одиозный характер: каждый выпуск "Лего-экспресса" напоминал очередную серию "Семейки Адамсов", а "Выбрыки" сильно походили на открытый урок в сельской школе. Мне могут возразить, что музыкальные программы, родившиеся на нашем ТВ в последние годы и благополучно существующие до сих пор, ориентированы как бы на молодежь. Но именно "как бы", потому что главной их приметой (если опустить частности) является безликость адресата.

Примеров не счесть, хотя бы последний выпуск "Молодежного канала "М": два час эфира со скучными клипами Сергея Манека или Карины Плай, которые работают скорее в стиле 70-х и явно не представляют молодежные направления в музыке. После вялого заигрывания со зрителем ведущей программы "Киев-Транзит"("Ти краєш мені серце", "Далі буде, даю слово") и бессмысленной викторины начали показывать фильм "Киев. Эскизы эпохи Возрождения". Тут я просто обалдела, когда увидела на экране выстроившихся "в линейку" солидных мужчин в костюмах и галстуках. Пока остальные напряженно смотрели в камеру, один из них прокричал, что "Київ перебудовується". Затем, так никем и не представленные, мужчины исчезли с экрана так же внезапно, как появились. Позже оказалось, что это народный артист Украины В.Захарченко (цитирую титры), директор Национальной филармонии В.Лукашенко и директор треста "Київбуд" И.Даниленко. Рассказывали они молодежи о реставрации Дворца "Украина" и перестройке Крещатика. Фильм создан по заказу Ассоциации эстрадных деятелей. Не могу отвечать за всех эстрадных деятелей, но рискну высказать предположение, что молодежь к такой киновампуке вряд ли испытала какой-либо интерес.

В этот же день на УТ-1 шла передача "Новое поколение", посвященная фестивалю детского кино в Артеке. Формально тематика вроде бы подходящая, но вылилось это в 40-минутную тягомотину из блеклых сюжетов и безотносительных интервью. Больше всех посреди всего этого роскошества резвилась ведущая Евгения Поликарпова, бегающая по артековским лестницам и позирующая у фонтанов. Какое это все имеет отношение к новому поколению -- объяснить невозможно.

Примеры можно приводить и дальше. Но ситуация ясна, что называется, "по
определению". Поэтому хочется обратиться ко всем причастным к созданию передач для "нового поколения" : "Господа, новое поколение уже давно не выбирает пепси. Оно пьет оболонскую минеральную воду, слушает качественную музыку, ездит на пленэры и стажировку в Испанию". И новое телевидение, пусть не сегодня, будете делать уже не вы.