1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99

МАКС-99: ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ, СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

В иерархии международных авиакосмических салонов и выставок МАКС занимает примерно пятое-шестое место. По широте размаха и числу экспонентов он уступает Ле Бурже, Берлину, Фарнборо. Однако в масштабах СНГ подмосковный МАКС, безусловно, событие неординарное, яркое и зрелищное.

С гостомельского аэродрома наш Ан-72 взлетал, когда Киев еще досматривал сладкие утренние сны: общий сбор был назначен у ворот АНТК в 4.00.

По прилете в Жуковский сразу поехали к украинскому павильону. И первыми, кого увидели почти у самого входа, где в натуральную величину разместились громадных размеров запорожские авиационные двигатели, были шеф КБ "Прогресс" Федор Муравченко и известный депутат Государственной думы России Виктор Илюхин.

Похоже, встречаются эти люди не впервые, и по тому, с каким интересом Виктор Иванович слушал нашего прославленного конструктора о перспективах отечественного двигателестроения, путях сотрудничества с российскими производителями авиатехники, складывалось впечатление: "в теме" -- оба, и оба небезучастны к развитию, укреплению контактов между деловыми партнерами.


"Семидесятка" после приземления
Не раз мы видели приветливо общающихся со своими старыми друзьями-коллегами и других членов нашей делегации -- руководителей Минпромполитики Василия Гуреева, Валерия Казакова, Сергея Зеленюка, генерального конструктора АНТК "Антонов" Петра Балабуева, генеральных директоров Харьковского государственного авиационного завода Анатолия Мялицу и ОАО "Мотор-Сiч" Вячеслава Богуслаева. Что говорить: Союза давно уж нет, но связи-то остались, работают. Ломать, разрушать их никто не собирается, и это, в общем, правильно: слишком все в авиационно-космическом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Примеров тому множество проявилось на том же салоне и в его кулуарах.

...Официальное открытие МАКС-99 затянулось: опаздывал-задерживался российский премьер Владимир Путин. Пока около полутора часов тысячи московских омоновцев и крепеньких солдат сдерживали натиск толпы, жаждущей прорваться поближе к правительственной трибуне, мне удалось без проблем дошагать в примыкающий к ней сектор, где по ранжиру выстроились три первых номера гражданской программы: российские "Ильюшины", а также Ан-70 с бело-сине-красным и желто-голубым флагами на борту. Новому премьер-министру "семидесятку" представили как удачное совместное детище конструкторов и производителей обеих стран, и в том была сермяжная правда.

Подхожу к самолету, перед которым открываются заманчивые перспективы завоевать европейский рынок. Беру блиц-интервью у командира корабля Александра Галуненко (на правах гостя он во вторник уступил левое кресло российскому летчику Анатолию Андронову, с которым уже не в первый раз отправляется на задание):

-- Будем летать по сокращенной программе -- предусмотрен лишь один чистый проход... Незадолго до салона в рамках переговоров по тендеру Ан-70 немецкие специалисты с использованием очень мощных научных сил скрупулезно исследовали нашу машину, ее возможности... Предварительные результаты их работы не могут нас не радовать: эксперты доложили, что "семидесятка" соответствует единым штабным европейским требованиям, что является высшей оценкой ее летно-технических качеств... Остались вопросы сугубо политические... А участие в МАКС-99 -- еще один шанс продемонстрировать, на что способен наш самолет в небе...

И экипаж Андронова-Галуненко показал хороший пилотаж даже в предельно малое время, отпущенное устроителями салона. Но перед тем к величайшему восторгу зрителей праздничную торжественность шоу разорвал грохот двигателей новейшего российского истребителя Су-37 "Беркут" -- он открывал МАКС-99 и действительно стал его сенсацией номер один.

Организаторы умышленно построили программу таким образом, чтобы сместить акценты в сторону боевой авиации. Взлет каждой гражданской машины, будь то наш Ан-140, Ту-334 (к созданию этого лайнера также напрямую причастны украинские разработчики) или, скажем, вертолет Ми-26, непременно чередовался с полетами грозных ракетоносцев, перехватчиков, другой военной техники. Она творила чудеса и за облаками, и у самой земли, заставляя замирать сердца москвичей и гостей салона.

Не зря же новый глава правительства России сказал, что здесь военным летчикам позволено многое из того, чего не разрешают устроители других воздушных праздников. Мы стали свидетелями "кобры", "колокола", замысловатых и рискованных "горок", других азартных фигур.

...Очень эффектно летал экипаж нашей "стосороковки". А когда она приземлилась, прокатившись по бетонке всего несколько десятков метров (неоспоримое достоинство при посадке на необорудованные, грунтовые аэродромы), после чего, включив реверс, поразворачивалась во все стороны, словно какая-нибудь неприхотливая, приемистая, маневренная малолитражка, стоявший рядом со мной англичанин Пит Ферри воскликнул: "Фэнтэстик!"

Ан-140 -- также плод украинско-российского сотрудничества. Он должен заменить на внутренних линиях порядком потрудившийся Ан-24 и стать не менее надежным, не менее долговечным крылатым извозчиком. В СНГ его ждут с нетерпением.

...А вот еще интересная машина. Знакомлюсь с техником Новосибирского авиационного производственного объединения Владимиром Охрянкиным:

-- Душа не нарадуется нашим Ан-38-100, -- говорит Владимир Александрович. -- Я на этом самолете, разработанным у вас, в Киеве, и выпускаемом в Новосибирске, работаю с самого начала. В АНТК "Антонов" приезжал на его сертификацию, дважды побывал в Индии, и везде он показал себя отлично. Недавно МЧС России предложило выпускать пожарный вариант "38-го": потребность в такой специализации довольно высока, да и машина может находиться в воздухе до пяти с половиной часов. Поставили три машины в Хабаровск, одну -- в Якутск, пятая тоже сейчас в сборке для якутов... Передавайте киевлянам привет, мы друг друга хорошо знаем и уважаем...


Дозаправка в воздухе от танкора Ил - 78
Рассекают на предельно малых высотах истребители пилотажной группы "Русские витязи" -- посостязаться с ними могли бы, пожалуй, наши "Украинские соколы", да их сюда не пригласили... Барражирует хищного вида боевой вертолет "Черная акула"... Свечой вниз падают в разные стороны Су-30, чтобы вновь взмыть в небеса и с помощью дымов нарисовать игривое сердечко.

Лет десять назад Борисполь выбрали базовым для испытаний нового (тогда) пассажирского лайнера Ту-204. Развал СССР нарушил многие планы, и этот не стал исключением. Но на салоне я увидел сразу несколько 204-х. Подошел к командиру одного из шереметьевских экипажей Геннадию Кулькову. От МАКС-99 он ожидал большего, хотел увидеть последние гражданские разработки. Зато своим самолетом доволен и не скрывает этого:

-- Перспективен, высокоэкономичен, надежен... Не побоюсь сказать, что, сравнивая его с Боингом-757, на котором довелось три года летать в авиакомпании "Трансаэро", предпочтение отдал бы Ту-204. Его возможности выше, и это значительный шаг вперед, допустим, после Ту-154. Лишний раз убеждаешься в том, что не все отечественное уступает западному...

Геннадий Кульков провел меня в кабину своего любимца, разрешил поизучать оборудование. Помню, бориспольские специалисты волновались, что пилоты будут испытывать дискомфорт от работы бортовых дисплеев, они-де скажутся на здоровье.

-- Чепуха, -- говорит командир. -- Влияние дисплеев -- не вреднее, чем от домашних телевизоров.

...Одно удовольствие -- бродить по авиасалону, любоваться самолетами разных компаний, разных возможностей и разного полета.

Увидал, к примеру, извечного соперника англо-французского Конкорда -- Ту-144. Сейчас его переделали под летающую лабораторию, совместно с американскими корпорациями Боинг, аэрокосмическим агентством США NASA и британской фирмой IBP использовали в научных целях. Последний раз летали, правда, три месяца назад, да и американцы сняли недавно всю исследовательскую начинку.

С полчаса кружился вокруг дальнего стратегического ракетоносца Ту-160. Россияне планируют заставить работать его на космос, и название соответствующее придумали -- разгонщик "Бурлак". Спросил членов экипажа, рады ли они тому, что Украина передает несколько таких же бомбардировщиков, рассчитываясь за энергоносители. Парни ухмыльнулись: "Мы-то рады, но разве те, что столько времени простояли в Прилуках, пока наши политики с вашими торговались, еще летают?"

...Все в этом мире взаимосвязано. И самолеты, и люди, и судьбы. Закончится МАКС-99, разъедутся по городам и весям его участники. Будут новые салоны, порадуют зрителей новые крылатые машины, еще не раз заставив нас восхититься смелостью творческих замыслов их создателей.

Нынешняя бедность, и тут я вполне согласен с заместителем начальника отдела маркетинга АНТК "Антонов" Андреем Совенко, обязательно когда-нибудь кончится. Не сразу, не вдруг, но пройдет. И крайне важно не потеряться к тому времени на авиарынке, где дышат друг другу в затылок конкуренты и тоже не сидят сложа руки.


... Улетали мы из Жуковского поздно вечером. Над полосой носился "Грач" -- почти точная копия нашего Ан-3. "Ну ты глянь, передрали все, кроме конструкции крыла", -- изумился кто-то из киевлян. Потом, когда взмыла наша усовершенствованная "аннушка", выдохнул: "Да, до нее "грачам" -- как до неба!"

МАКС продлится еще три дня. Вы успеете.

Газета "Сегодня" и автор благодарят АНТК "Антонов" и его пресс-службу за помощь и содействие при подготовке этого материала.