Выпуск газеты Сегодня №10 (265) за 20.01.99
ПРИШЛА ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ...
Традиция разыгрывать сценки на библейские сюжеты возникла много веков назад, причем наибольшей популярностью, конечно, всегда пользовалась история о Рождестве Христовом. Считается, что первыми актерами, изображавшими Младенца и Марию, были именно куклы. Любопытно, что и по сей день пальма первенства в этой области остается за ними. Уникальность луцкого фестиваля в том, что все театры, будь то украинские вертепы, белорусские батлейки или польские шопки (давние театральные родственники) показывают спектакли исключительно о Рождестве.
Семейный театр Алиды ван Мальтитц из ЮАР разыграл классический вариант Рождественской легенды, Польский театр "Бай", несколько отойдя от традиций, представил яркий спектакль в стиле площадного театра. Были и двухэтажные родные вертепы, в которых, естественно, наибольшее оживление у зрителей вызывала так называемая светская часть -- с анекдотами, острыми шуточками и фривольностями. В смысле последнего всех превзошел театр из Минска. Специально написанная по такому случаю пьеса "Видения колядной ночи" (автор -- известный ученый этнограф Гурий Барышев) объединила сцены в исполнении живых актеров и изысканно оформленные панорамные ящички батлеек, в которых можно было увидеть библейских героев. Румынский театр "Бая Маре" привез историю о мальчике Петре, с которым в Рождественскую ночь случилось чудо. Этот сюжет был придуман когда-то королевой Румынии -- Марией. А норвежский театр "Катта и Секкен" показал сказку о Санта-Клаусе, который принес всем подарки, и подарки эти были настоящими, и летели они в зал прямо со сцены.
Так или иначе, все старались "придерживаться буквы" первоисточника -- Библии. Наши традиции -- это наши корни, и о них нужно помнить. Как пел известный рок-музыкант: "Но чтобы стоять, я должен держаться корней!.."