1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (274) за 02.02.99

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: "ПОЛИТИКА -- ЭТО ТОЖЕ СЦЕНА, ТОЛЬКО БОЛЬШАЯ"

Владимир Меньшов известен в народе как режиссер фильма "Москва слезам не верит". Получив за него "Оскара", он снял еще два киношлягера: "Любовь и голуби" и "Ширли-мырли". Ныне играет банкира в спектакле Леонида Трушкина "Поза эмигранта". Роль влюбленного банкира ассоциируется у Меньшова с его оскароносным фильмом: он даже предлагал назвать спектакль "Иерусалим слезам не верит". Разговор с Владимиром Валентиновичем "о доблести, о подвигах, о славе" убеждает, что он не очень-то похож на своего романтического банкира...

ЗА ЧТО ЮЛЯ МЕНЬШОВА НЕ ЛЮБИТ ПРЕССУ

--Я слышала, что "Оскар" за "Москву..." добирался к вам очень долго.

-- Тогда было несколько очень сильных претендентов на звание "лучшего иностранного фильма". Моя картина имела наименьшие шансы, однако именно ей присудили "Оскара", которого вручили нашему атташе по культуре. (Я считался тогда невыездным.) Он привез статуэтку в Москву, и она долго болталась по кабинетам министров и замминистров. Уже в "новые" времена, когда кинематографистов награждали первой "Никой", мы решили сделать аттракцион: показать, наконец, этот "Оскар" и вручить его мне. Правда, хотели тут же и отобрать, но я взял и не вернул, и очень рад этому обстоятельству.

-- И как обладатель "Оскара" чувствует себя на сцене в качестве простого театрального актера?

-- А я актерскую профессию никогда не оставлял. В кино у меня больше 30 ролей, заглавных наберется 15. Так что актерский опыт есть. Хотя театральный актер к кино легче приспосабливается, чем киноактер -- к театру. Я очень опасался, что на сцене мне будет тяжело. Окончив школу-студию МХАТ, все же неуверенно чувствовал себя в шкуре театрального актера. А сейчас выяснилось, что за эти 30 лет изменилось мое внутреннее самоощущение и, несмотря на естественное волнение, выхожу на сцену достаточно уверенно. А ведь играю со знаменитыми и мощными актерами, например с Гурченко и Джигарханяном. И Женя Симонова, моя партнерша, на сцене уже больше 20 лет. Тем не менее я не испытываю такой, знаете, робости новичка перед партнерами, нормально себя чувствую.

-- А в жизни -- не ощущаете себя провинциалом? Как живется в Москве выходцу из Астрахани?

-- Большую часть жизни я провел в Москве -- с 22 лет жил по общежитиям и по квартирам, и считаю себя москвичом. В Астрахани остались сестра и племянники. Там -- связи, корни, могилы, наконец. Время от времени приезжаю туда, кладу цветы на могилы, встречаюсь с родными. У меня уже много внучатых племянников -- род множится.

-- Как внука назвали?

-- Планировали разные имена, но он родился 13 декабря, в день Андрея Первозванного, поэтому дочь вынуждена была назвать сына Андреем. Как только ему стукнуло два месяца, Юля опять начала заниматься своей телепрограммой. Юля сказала, что если будет продолжаться такой напор прессы, ей придется оставить профессию, чтобы перестать привлекать к себе внимание. Очень тяжело складываются отношения с прессой, которая сейчас неимоверно агрессивна и напориста. А если ты с ней ссоришься, создается плохая репутация -- начинают собирать отрицательные отзывы, снижать рейтинг передачи.

-- А к актерской профессии Юля не хочет вернуться?

-- Нет, она ушла из нее осознанно и навсегда. Ну, "навсегда" -- опасное слово, поэтому не будем его употреблять. Юле нравится сочетать работу телеведущей и руководителя программы: она вошла в руководство канала ТВ-6, телевидение ее затягивает -- ей там не скучно.

МОСКВА СТАНОВИТСЯ ЧУЖОЙ ДЛЯ РОССИИ

-- Как в России обстоят дела с кинематографом?

-- Самое большое наше горе сейчас -- то, что система кинопроката развалена. Зритель отучился ходить в кинотеатры, даже на хорошие фильмы. Надо сделать кинотеатры такими, чтобы захотелось там тусоваться. Что же касается огромного количества кинофестивалей -- я просто теряюсь в догадках, зачем их столько, что-то там явно нездорово. Я получаю приглашения ежемесячно. Деньги на них частично дает Госкино. Зачем? Устроители придумали оправдание: мол, теперь это единственная возможность для того, чтобы кинематографисты смотрели фильмы, открывали новые имена и т.д. А вкладывать деньги надо в восстановление кинематографа и проката. Пусть в городе будет один кинотеатр, но очень хороший, пусть будет фильмов немного, но сильных.

-- А вы сами сейчас снимаете что-то новое?

-- Нет, я сейчас не снимаю никаких новых фильмов. Думаю, подбираю сценарии... Зато снимаюсь у других режиссеров и руковожу студией "Жанр" на Мосфильме. Саша Муратов, который снял "Королеву Марго", пригласил меня в свой новый 20-серийный фильм "Перемена мест". Есть и другие любопытные предложения.

-- Вы -- кинорежиссер, играющий в театре, ваша жена Вера Алентова -- актриса, дочь Юлия -- телеведущая. Вам удается поехать куда-то вместе отдохнуть?

-- Последний раз мы вместе отдыхали года три назад. С появлением внука это стало невозможным. Для Юли с мужем, думаю, весь отдых ближайшие года три будет сводиться к даче под Москвой. Для нас с Верой гастроли -- наполовину отдых. Прежде мы могли поехать в Одессу к друзьям или в Пицунду. После развала Союза все стало как-то натужно и надрывно. Теперь легче поехать за границу, вот мы с Верой в прошлом году были в Венеции. Я люблю брать машину напрокат и ездить за границу -- это прекрасный отдых! Сначала страшно казалось, а теперь нравится на машине, без знания языка пробираться в Европу.

-- Сейчас и Москва стала ухоженной европейской столицей. А как вы относитесь к тому, что другие города отнюдь не так ухожены?

-- Да так и отношусь, как вы сказали сейчас, с такой ироничной интонацией. Москва стала красивой, но она выделяется как бы в самостоятельную страну, нацию даже. Там уже такой плавильный котел, в котором вырабатывается свой народ и свои понятия, свой образ жизни. Это опасно: Москва становится чужой для России, ее не любят, и москвичей не любят, завидуют им и злятся не без основания. В Москве проворачиваются бешеные деньги. Если бы Лужков сидел на таком же бюджете, как мэр какого-нибудь города Владимира, он не мог бы так раскрутиться.

И все же, я думаю, если в мире долго удержится достаточно стабильная ситуация, мы успеем перестроиться и выйти на какой-то иной уровень. Если судить по Москве, я вижу, что когда есть деньги, мы умеем и строить, и как бы "цивилизовываться". И молодежь очень интересная пошла: все "с языками", активно учатся, компьютеры осваивают и т.д. Москва стала чище, культурнее, приятно зайти в магазины. Даже на Тушинском рынке, где было просто скопище грязи, теперь громадный супермаркет. Правда, надо выложить долларов сто за покупки, чтобы прилично набить корзину. И таких людей, для которых 100 долларов не предмет для разговора, немало в Москве.

МЕНЯ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ЗА ГОВОРУХИНА

-- Как по-вашему, интеллигенция понимает, "куда несет нас рок событий"?

-- Она ничего не понимает, но очень сильно воздействует на процесс. Все, что произошло в Советском Союзе, на 90% было спровоцировано интеллигенцией, поэтому на ней вообще-то смертный грех. Сейчас, я думаю, доверия к интеллигенции меньше: история показала, что лучше бы ей не лезть в политику.

-- А как вы относитесь к избранию Никиты Михалкова генеральным секретарем Союза кинематографистов?

-- Посмотрим... Все сейчас будут проверяться делами. Трепачей и обещателей много -- уже насмотрелись. Режиссер он хороший... Естественно, он опять попытается сделать союз инструментом какого-то воздействия на нас. Мы свою задачу выполнили: сумели сохранить Мосфильм, в то время как другие киностудии развалились. Но в глазах обывателей -- мы под себя гребем, воруем и чего только ни делаем.

-- Вы случайно не занимаетесь политикой?

-- Уже нет. Были попытки, и, к счастью, они оказались неудачными. Я участвовал в выборах от Гражданского союза. Везде был одним из первых в списках. Слава Богу, они не прошли. Я вижу теперь, что это разные миры, и кто хочет заниматься политикой, не сможет заниматься культурой. Такое противопоказано сочетать. Политика страшно затягивает. Скажем, Галя Волчек -- плохой депутат, она продолжает быть режиссером, а депутатом только числится и редко там появляется. То же самое произошло с Наташей Гундаревой, она сразу вышла из своей команды. А Говорухин и Губенко, наоборот, по существу покончили со своей профессией. Хотя Говорухин сейчас снял картину... А вообще, мне кажется, что политика -- это тоже сцена, только большая.

-- Кстати, вас не путают с Говорухиным? Вы похожи на него и на сатирика Аркадия Инина...

-- Инин мне говорил, что его путают со мной, а вот мне никогда не говорили, что я -- Инин. И наоборот, меня часто называют Станиславом Сергеевичем, а Говорухина за Меньшова никто не принимает. Так что, связь какая-то односторонняя. В газетах подписи под фотографиями путают постоянно. Зато когда представляли министра финансов Задорнова, опубликовали фото писателя Михаила Задорнова. Так что, ничего страшного: издержки популярности, я думаю, можно пережить.