1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (305) за 18.03.99

"ПРОГРЕСС ДВИГАЕТ ТОЛЬКО НЕРАВЕНСТВО"

Организаторы акции "Николай Фоменко в шоу-программе "Империя страсти" (концертное агентство Star Ligh) предупредили меня, что времени на разговор с Николаем -- не так уж много.

... Запланированное время мы перекрыли в два раза. Он оказался разительно непохожим на свой телевизионный образ -- спокойным, вдумчивым и ...удивительно родным. Чудны дела твои, Господи.

Я НИКОГДА НЕ ПРИМЕРЯЮ НА СЕБЯ ЧУЖУЮ ШКУРУ

-- Николай, сегодняшнее ваша выступление в "Бинго" -- обычное клубное мероприятие, без всяких телевизионных версий?


-- Да. Мы приезжаем второй раз к вам за последний месяц. Во время премьеры "Трехгрошовой оперы" в Киеве не удалось провести второе выступление, поэтому, в сущности, отдаем долги.

-- По профессии вы актер -- учились в Питере, насколько я знаю. Кроме "Трехгрошовой", работаете сейчас в каких-то спектаклях?

-- Я играю с Гурченко в мюзикле "Бюро счастья", сейчас на выходе спектакль по Мольеру.

-- За работу в театре сегодня платят немного -- вряд ли это может быть источником заработка...

-- Это моя прямая работа. Даже когда работал в "Секрете" -- играл в театре. Конечно, это были, в основном, разовые акции: сразу после института некоторое время играл в Театре им. Пушкина, например, Шарикова в "Собачьем сердце". Честно говоря, мне удобней и приятней играть на сцене, чем заниматься чем-нибудь другим. Другое дело, что часто предлагают не то, что мне нужно. Я в этом смысле очень разборчив.

-- В прошлом году вы снялись в четырех картинах. Среди них -- "Небо в алмазах" Василия Пичула, "Фараон" Овчарова, американская картина "Лунный папа". Какова судьба этих фильмов -- они закончены?

-- Конечно! Лента Пичула идет на Каннский фестиваль, овчаровский "Фараон" уже получил Золотого медведя в Берлине, а "Лунный папа" будет на Венецианском фестивале. Правда,в последней картине я должен досняться в двух сценах -- в апреле в Таджикистане.

-- В картине "Небо в алмазах" вы снимались с Анжеликой Варум в главных ролях. Пичул с большим пиететом отзывался об этой работе Анжелики. А как вам работалось с непрофессиональной актрисой?

-- Пичул вам это говорил до съемок или после?

-- Во время...

-- Режиссер должен, видимо, любить актеров, которых снимает. Я бы сказал так: в этой картине Анжелика была на своем месте. Но... больше ничего не буду говорить по этому поводу, потому что действительно очень хорошо к ней отношусь.

-- Пичул во второй раз так "попал", ведь он уже имел опыт работы с еще одной "эстрадной звездой" -- Сергеем Крыловым в "Мечтах идиота".

-- Знаете, у меня есть такой железный принцип: я никогда на себя не примеряю чужую шкуру. Конечно, если бы я снимал -- я бы так не делал. Но вот когда это будет -- тогда мы и поговорим. Может быть, Вася здесь неправ, но картина "Небо в алмазах" -- очень сложная и поэтому...

-- Вы смотрели ее в окончательном варианте -- после монтажа?

-- Нет, я смотрел ее без музыки в "черном" звуке. Фильм производит странное впечатление. Мы оба -- и я, и Вася, -- любители творчества выдающихся режиссеров -- братьев Коэнов и это отразилось на картине Пичула. А выход картины под названием "Большой Лебовский" в очередной раз это подтвердил. Но по изображению, по внутреннему стержню "Небо в алмазах" -- картина неординарная.

ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ СМЕШНЫ? С ТАКИМ ОТНОШЕНИЕМ К ЖИЗНИ МОЖНО ПОВЕСИТЬСЯ.

-- В январе на "НТВ-Телемост" должна была выйти премьера новой телепрограммы "Телевидение специального назначения". В интернетовском анонсе были какие-то странные тексты вроде того, что вы будете искать "подземные крепости-тюрьмы, построенные незадолго до Великой Отечественной войны", проходить заминированые проходы.. Особенно мне понравилось про "плавучие тюрьмы в Арктике". Это стеб такой?

-- (Несколько обиженно.) Могу вам сказать, что я не выступаю в Интернете, под моим именем могут быть...

-- Я и не подозреваю вас в этом.

-- А передача уже идет по воскресеньям. Это очень сложная программа, первый выпуск которой, например, был посвящен тому, что мы обнаружили заградительные оборонные сооружения под Москвой. Сложность в том, что в нашей стране, как ни странно, есть еще работающая организация: это ФСБ, которая не дает возможности многое узнать. Поэтому, то, чем мы занимаемся -- это пиратство. Представьте себе, что бригада из 5 человек вместе с очень продвинутой техникой (начиная от газоанализаторов и заканчивая черте чем), не умея этой техникой пользоваться, но обладая физической подготовкой (среди нас есть люди, которые профессиональные спортсмены-спелеологи, умеют погружаться под землю) разыскивают интересные вещи. Например, японцев, которые ушли под землю 30-40 лет назад на Курильских островах, и, может быть, до сих пор там существуют. Или эта линия обороны под Москвой -- целый город, которую задумал Карбышев, но она не была использована во время войны... Нет ни Карбышева, ни документов на нее и никто там не был в последние 55 лет. А мы туда спускались...

-- (Глупо улыбаясь.) И вы тоже?

-- (С укором.) И я тоже. Да там ужасно, происходят страшные, неожиданные вещи! Думаю, что можно будет снять еще 2-3 таких передачи -- и на этом все. Потому что страшно, когда на глубине 15 метров под землей, ты застреваешь, как в могиле, и никто тебя не может вытащить...

-- А что заставляет участвовать в таких проектах -- романтические иллюзии, вечное желание мужчин (причем, независимо от возраста!) "поиграть в войнушку"?

-- Ну... какая-то детская романтика, детское мироощущение, безусловно, есть в этом. Но, в принципе, я считаю, что мы все не наигрались. Потому что, если уж выходить на такую большую философию, то все, чем мы занимаемся -- это смешно. Вообще, люди на земле -- это смешно. Но! С таким отношением к жизни можно повеситься.

22 ЧЕЛОВЕКА ГОНЯЮТ МЯЧ ПО ПОЛЮ С ИСТЕРИЧНЫМИ КРИКАМИ НА ВЕСЬ МИР -- РАЗВЕ НЕ ИДИОТИЗМ?

-- Вам не хочется снять картину в качестве режиссера?

-- Нет, я когда-нибудь буду обязательно снимать, но позже -- когда все надоест.

-- А это уже близко?

-- Вы знаете, это же периоды, волны. Я уже несколько раз это проходил.

-- А как вы боретесь с этим, когда "накатывает"?

-- Я не вхожу в эту волну. У меня все время это состояние. Бороться с ним бессмысленно. А как можно с этим бороться?

-- Ну-у, у каждого свои маленькие хитрости...

-- Когда появляются маленькие хитрости, это все равно не спасает. Другое дело, что я знаю: машина запущена, от меня зависит огромное количество людей. Поэтому я не могу сказать себе: все, я устал и буду отдыхать. А всякие разговоры "ах, у меня плохое настроение, не пойду играть спектакль" -- это же непрофессионально. Я рад, что мы играем в эти игры вообще! Вот запускаем космический корабль в космос -- это ведь тоже детский сад. Или там мячик гоняет 22 человека с истеричными криками на весь мир -- тоже идиотизм по большому счету.

-- А ваше увлечение гонками -- тоже игры такого рода?

-- Сначала это была игра. Потом из игры все превратилось в профессиональный спорт. Потом я добрался до какого-то уровня, о котором долго мечтал. Вы смотрите "Формулу-1"?

-- Да. А вы в российской "Формуле" участвуете, как профессионал?

-- Что значит "как профессионал"? Я -- мастер спорта! Я еду в высшем эшелоне -- кольце. Абы кто купить это право за деньги не может. Выступая на чемпионатах страны, я и не мечтал, что доберусь до этого. Ты можешь быть мастером спорта по ралли, но в кольцо тебя не пустят ни при каких обстоятельствах -- нужно получить суперлицензию.

ДЕТСТВО ДАНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ РАЗНОСТОРОННИМ ЧЕЛОВЕКОМ

-- Николай, вы женаты во второй раз. Что заставляет мужчину быть с той или иной женщиной -- любовь, уважение, еще какие-то вещи?

-- (Улыбается.) И любовь, и уважение, и еще какие-то вещи -- вы же сами ответили. Брак -- это внимание друг к другу. На уровне искренней достоверности. Только ведь в семье ты можешь "положить ноги на стол", не думая какое это произведет впечатление.

-- У вас две дочери от разных браков. Сколько лет вашим девочкам?

-- (Радостно.) Младшей? Год и три месяца будет. Старшей -- семнадцать.

-- Иметь девочек -- это не то, что иметь мальчиков?

-- У нас будет и мальчик, безусловно. Но я боюсь... Я хочу немножко еще "навинтить"-- а потом можно.

-- "Навинтить" чего?

-- По жизни. У меня очень высокие требования к мальчику -- мужчина же растет. Как воспитывать девочку, я знаю. Старшая жила со мной, я сам ее воспитывал, когда мы развелись.

-- А как вы воспитывали старшую? Разрешали все, что не разрешали вам в свое время.

-- (С большими глазами.) Да вы что, смеетесь что ли? Ничего подобного. Я был воспитан в жесткой системе -- 10 лет игры на скрипке, 10 лет спортивной школы. Дочь я воспитывал так же. Ребенок должен быть с 5-6 лет загружен, но при этом ощущать внимание и любовь. Что это значит? Надо им заниматься, тратить время на него, прививать чувство самостоятельности. Детство дано для того, чтобы стать разносторонним человеком.

-- В детстве вы тоже так думали?

-- Естественно, до того как поступил в театральный институт, я ненавидел все окружающее пространство: как же, все играют в футбол, а я должен играть на скрипке. Но потом я понял, что это было правильно.

-- То есть когда вы повзрослели, вы поняли, что у вас было счастливое детство?

-- Да! И сейчас я это понимаю. Я владею огромным количеством информации и во многих областях я не дилетант.

-- Лев Толстой в своих дневниках писал, что стал писателем, потому что в детстве был окружен любовью и при этом ему ничего не навязывали..

-- Вы понимаете, я преклоняюсь перед Львом Толстым, как перед Львом.

-- ...но не как перед Толстым?

-- Но не как перед Толстым. До меня "не долетает". Я прекрасно отдаю себе отчет, что это большая литература, но так, чтобы "достучаться" до меня -- так не особенно. По всей видимости, я понимаю, кажется, что он имел в виду, и все же думаю по-другому. На дворе конец ХХ века. Я своей старшей, которая учится уже на факультете журналистики и живет с бабушкой в Санкт-Петербурге, подарил компьютер -- так она научилась на нем работать за несколько недель. Я убежден, что ребенка нужно готовить к жизни.

-- Думаете, много изменилось со времен Толстого?

-- Конечно! Я хожу в бассейн ЦСКА и тренеры-пловцы -- олимпийские чемпионы, которые тренируют наших детей, говорят, что происходят ужасные вещи со здоровьем подрастающего поколения -- полная раскоординация движений, отсутствие мышечной массы и прочее. Короче, физические параметры -- запредельные, просто вырождение какое-то. Из 150 занимающихся детей профессионально двигаются в воде -- 10.

"НЕТ ПОНЯТИЯ "НЕУДАЧНИК" -- Я УБЕЖДЕН В ЭТОМ!"

-- Вы себя считаете успешным человеком?

-- Вы знаете, если абстрагироваться, то понятие успешности -- относительное.

-- Спрошу по другому. В одном из ваших интервью вы сказали: "Кто-то живет на Беверли-хиллз, кто-то на помойке. И это сермяжная правда жизни". В связи с этим: где вы себя чувствуете -- на Беверли или на помойке и как вы относитесь к людям, которые на помойке -- испытываете легкое презрение?

-- Никакого снобизма или презрения!

-- Но они же неудачники!

-- Нет понятия "неудачник" -- я убежден в этом. Потому что в каждой позиции есть своя ущербность. Например, моему ребенку скоро будет год и три месяца, а в квартире повешен большой плакат, чтобы она не забывала папу. В то же время я та-ак хочу быть с ней! Вот вам вся успешность. На поверку она стоит гораздо дешевле. А про Беверли-хиллз... К сожалению, мы вынуждены признать: не все дети рождаются здоровыми и сильными -- не каждый может стать чемпионом мира или президентом, придумать дизель или стать дизелем сам. Не все, согласитесь. Прогресс двигает только неравенство -- бесконечное. Что поделать?

-- Ницше считал, что люди уже рождаются неравными...

-- (Помолчав.) Здесь много есть всего. Я считаю, что человек рождается не ниже какой-то определенной базы. Дальше все зависит от воспитания, воли и обстоятельств. Я вам такой пример приведу. Физически я могу очень долго плыть -- 15, 20 километров. Но проплыть 500 метров для меня -- огромная проблема. Если иметь в виду конкретно это занятие. Я не могу работать монотонно. Поэтому мы все, рождаясь, находимся примерно на одной платформе. Но кто-то профуфукал это, а кто-то нет.

-- Вы нуждаетесь в близких друзьях?

-- Тех, кто есть, мне вполне достаточно. У меня, например, есть друг, с которым я всю жизнь просидел за одной партой, и мы не расстаемся до сих пор. Хотя он живет в Санкт-Петербурге. Понимаете, я работаю на радио, ТВ, в театре -- а это разные люди -- с разной системой движения, с разными мыслями. Поэтому все время приходится переключаться. А это переключение дает легкую усталость от человеческого общения. Все мои товарищи, за исключением Машкова и Антонова, никакого отношения к этой профессии не имеют. На друга надо тратиться -- это основной закон. На это нужны силы и время. Вот вам и замкнутый круг.

-- Хотели бы дня три где-то полежать под кустом?

-- Какие три, вы смеетесь?! Год! Клянусь, вот так лег бы и год бы за солнцем перемещался.

-- Спасибо, мне было интересно.

-- Как ни странно, мне тоже.