1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (375) за 02.07.99

БРОСАЙ СВОЕ ДЕЛО, В ПОХОД СОБИРАЙСЯ!

Существует афоризм, согласно которому все люди -- туристы, но при этом делятся на три категории: регулярно бывающих в походах; тех, кто постоянно собирается, но никак не соберется; и, наконец, тех, кто лишь изредка мечтает о романтике дальних дорог. И вот, почувствовав, как мозги начинают закипать от жары и переутомления, я краем ускользающего сознания поймал спасительную мысль о своей готовности перейти из второй категории в первую.

Но... Тут автор, убежденный, что лучший отдых для души и тела -- это палаточный туризм, со всей неотвратимостью столкнулся с недостатком необходимого снаряжения и крепко призадумался об ассортименте и ценах на товары для туризма. А выяснив то и другое, решил поделиться информацией с "коллегами" по туркатегории. Как мне поведали в киевском отделении украинско-французского предприятия "Фиорд-Бот", только в столице имеется три фирмы, способные обеспечить любителей природы "снарягой": "Элита-спорт" специализируется на рюкзаках; "Эдвенчер", помимо рюкзаков, шьет палатки. Ну а "Фиорд-Бот", словно Юлий Цезарь, ухитряется совмещать то и другое, да еще и третье -- а именно, изготовление надувных лодок.

КОГДА СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ

Ни один серьезный турист не выйдет в поход с сумкой вместо рюкзака, а посему с него и начнем обзор. Выбор современных "котомок" огромен: хочешь на 10, хочешь -- на 100 литров. (Сразу уточняем: в литрах выражен объем рюкзака, но воду в нем не носят... хотя автор знавал и таких.) Условно рюкзаки делятся на три типа: самые маленькие --
"школьные", или "городские", специальные -- с разнообразными "наворотами", и обычные туристские. Школьнику или студенту достаточно поменять книги в "городском" рюкзачке на купальные принадлежности, чтобы отправиться на речку. Турист-пешеход упакует багаж в 50-литровый "Охотник", а 100-литровый "Атлант", скорее всего, выберет водник, за которого багаж большую часть пути будет нести река. Альпинист и скалолаз предпочтут рюкзаки полегче, но с "наворотами".

К слову, поклонники гор иной раз, не довольствуясь выбором в магазинах, шьют индивидуальные рюкзаки, максимально приспосабливая их "под себя". Но огромное большинство все же предпочитает отовариваться в спортивных магазинах, справедливо считая излишними особые "навороты": чем проще конструкция -- тем она надежнее.

Ценовой диапазон на отечественные рюкзаки, в зависимости от размеров и особенностей конструкции (количества карманов, удобств подгонки и т.п.) -- от 25 до 230 гривен. Большая часть зарубежной продукции -- сомнительного (торговцы утверждают -- корейского) качества. Хотя, если поискать, можно купить дорогой немецкий рюкзак, но вы слишком много заплатите собственно за имя фирмы, а при этом и у нас, и у "них" материалы и фурнитура идентичны.

ОДЕЯЛО "УБЕЖАЛО" И ПРЕВРАТИЛОСЬ... В МЕШОК

Когда проблема рюкзака решена, пора подумать о спальном мешке. В дикую жару само воспоминание о нем вызывает отвращение, но в дальнем походе без этой амуниции никак не обойтись. Оставьте милое сердцу бабушкино ватное одеяло дома, предпочтя ему почти невесомый спальник из синтепона, обладающий едва ли худшими теплоизоляционными свойствами. Одна киевская фирма по старинке выпускает пуховые спальники, которые хороши лишь в условиях низкой влажности и пригодятся разве что для исследований Арктики.

Большинство знатоков сейчас предпочитает традиционному "кокону" (спальник, в который забираешься ногами вперед) более универсальные варианты, "легким движением руки" превращающиеся в одеяла. В зависимости от того, летние они или зимние, цена колеблется от 170 до 330 гривен. Тот, что подороже, еще и двухместный. Романтично, не правда ли? В любом случае не стоит гоняться за 700-гривневым американским спальником, цена которого -- результат не столько качества, сколько неувязок налоговой политики.

И еще одна маленькая, но существенная деталь: прежде чем лечь в спальник, нелишне подстелить под него пенополиэтиленовый коврик. Его цена -- 30 гривен -- не разорит вас, в отличие от вероятного последующего лечения радикулита, который можно "заработать" сном без такой подкладки. Кстати, названные ижевские коврики, в отличие от полиуретановых, воду не впитывают.

ВИГВАМЫ, ЧУМЫ, ТЕРЕМА...

Исповедуя принцип "наша крыша -- небо голубое" или "с ненаглядной певуньей в стогу ночевал", можно обойтись и без палатки. Однако ныне немного сыщется "певуний", согласных на такие варианты проживания и ночлега. Тем более, что в магазинах палаток -- на любой вкус.

Само собой, они также различаются по типам: для пешеходного туризма, для горного и кемпинговые -- для автотуризма. Последние -- особенно комфортные, но и более дорогостоящие (до 1000 грн.). О том, чтобы их транспортировать на себе -- нечего и думать. Поэтому остановимся на более простых -- "теремах" и "чумах". Самые незамысловатые стоят от 160 до 400 гривен, между тем, и они достаточно комфортны. Брезентовые палатки уже давненько исчезли из продажи. Сейчас все больше предлагают "двойные" -- с наружным водонепроницаемым тентом из синтетики и внутренней спаленкой из тонкой хлопчатобумажной ткани, благодаря чему палатка "дышит". Многие палатки снабжены всевозможными тамбурами, навесами и даже слуховыми окнами. Но "лишние" удобства и обходятся дороже. Что касается архитектурной фантазии, то у проектировщиков палаток с этим все в порядке: "шалаши", "юрты", "чумы" и даже, пардон, какой-то "гробик". Впрочем, если присмотреться, он вполне сойдет за каюту для путешествия на лодке.

МЫ НА ЛОДОЧКЕ КАТАЛИСЬ..?

Как известно, самый освежающий отдых -- на реке. Отечественное производство надувных плавсредств налажено пока только двумя фирмами, одна из которых -- упомянутая киевская "Фиорд-Бот". Начав некогда с катамаранов для сплава по горным рекам, киевляне сегодня почти полностью переключились на лодки. Оно и понятно: Южный Буг, Черемош и Прут особого интереса у спортсменов не вызывают, а добраться к российским горным рекам стало непросто. Другое дело -- парусные катамараны, но их стоимость (2--3 тыс. грн.) требует кооперации коллектива единомышленников. Для одиночек прекрасно подойдет полуторка "Винди" за 600 гривен, для влюбленной парочки -- двухместный "Фишер", но уже за 900. Ну а сторонникам продолжительных вылазок придется выложить за "Экспедиционную" лодку около 1300 гривен.

Для туристов "покруче" -- надувные моторные лодки, стоимостью от 1500 до 8000 гривен. Они сделаны из сверхпрочного французского материала и способны нести моторы мощностью от 2,5 до 40 л.с. Качество и возможности этих "зверей" автор, будучи сам лодочником, оценил по достоинству, но... и цены тоже. Например, моторы для профессионалов "Меркури" стоят от 3 до 40 тысяч гривен. Для любителей оптимальны "Сельвы" от 2 до 10,5 тысячи. И "всего-то" за 2--19,2 тыс. грн. вы можете обзавестись лодочкой с "Хондой". Как говорится, семь футов под килем!

ОРГВЫВОДЫ

Итак, выбор туристического снаряжения огромен. Однако, чего у нас никто не производит, так это "мелких", но столь необходимых аксессуаров: котелков, примусов и т.д. Если еще пару лет назад завозились французские газовые компактные примусы, то сегодня и их не стало. Зато, начиная с рюкзаков и заканчивая ладьями, родные производители насыщают рынок основательно, оттесняя по ценам и качеству импортные товары. Поэтому не стоит гоняться за имиджевыми западными "лейбами", выбирайте свое, украинское, -- и в путь.