1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №147 (402) за 10.08.99

ЗАМАХНЕМСЯ НА КЛАССИКА, ПОНИМАЕШЬ, НА БЕРНСТАЙНА?

-- Да, "Америка", ну просто -- "Союз-Аполлон"! -- громко переговаривались знатоки-театралы за спиной. Часть публики застенчиво хихикала, другая вскрикивала "браво!" после каждой удачной сцены в исполнении молодых артистов.

Давненько не видела такого сцена Национальной академии музыки... Предыдущую премьеру -- оперу Бизе "Кармен" -- здесь праздновали полтора года назад. Все чаще у нас ставят камерные и очень камерные спектакли, не требующие особых затрат. И мы как-то отвыкаем относиться со здоровой долей скепсиса к разнообразным "грандиозным и уникальным" проектам, растущим не хуже грибов на скудной почве пересыхающей театральной нивы.

Каким успехом у народа пользовались когда-то чудесные киномюзиклы "Моя прекрасная леди" и "Смешная девчонка", "Звуки музыки" и "Вестсайдская история"! В эпоху запрета на зарубежную поп-культуру это были ее протуберанцы, прорывавшиеся сквозь железный занавес к сердцам, жаждущим живой музыки. Шли годы... Новое поколение (слава Богу) знакомо с самыми современными и модными достижениями западной культуры: дети лучше знают имена голливудских кинозвезд и названия альбомов суперпопулярных музыкантов, чем отечественных.

И в это время нашлись предприимчивые люди, решившиеся на постановку всемирно известной "Вестсайдской истории" Леонарда Бернстайна. Это ничего, что блистательные работы режиссера Уайза и хореографа Роббинса уже давно перешли в ранг классических эталонов жанра. Видимо, надеясь, что новое поколение выбирает "pepsi" и не знает шедевров прошлого, работали над своей украинско-американской версией режиссер Евгения Гулякина, хореограф Вячеслав Витковский и дирижер Айан Полстер.

И вот -- мы в зале (хоть ложи и не блещут), занавес открыт... Декорации вполне стандартные: строительные леса и "люлька" на неопределенном фоне. Традиционные аплодисменты дирижеру, вышедшему к оркестру в темно-синей тенниске (ну очень жарко!) Правда, публика тоже не сверкает бриллиантами и смокингами -- во-первых, не Париж, а во-вторых, студенты все-таки.

"Здоровенькі були!" -- приветствуют ребята полицейского, и зал начинает въезжать в юмор. Мировой хит "Мария" как-то затерялся из-за несбалансированного звучания голоса солиста и оркестра. В первом действии стало интересно только когда девушки-"акулы" затеяли танцы. "С нашими мальчиками начни танцевать -- закончишь молитвами",-- заявили они, и сплясали... хоровод ("хлопці ззовні, а дівчата всередині"). Ну и, конечно, "Хочеться жити в Америці"! Тема, глубоко въевшаяся в сознание благодаря телепрограмме Михаила Таратуты, прозвучала с новой -- юмористической окраской.

Во втором акте поразила воображение сцена под загадочным названием "Десь там" (такая себе фэнтези на тему "райской жизни"). Уморительный толстяк-полицейский, поливающий цветочек из детской леечки, и парочка с мячиком, имитирующим округлившиеся формы девушки, вызвала бурную реакцию зала. Успехом у публики пользовался также ансамбль "ракет", объясняющих полисмену, почему они такие плохие мальчики ("папа наркоман, дедушка пьет, сестра на панели, а брат разбойник -- потому я психопат"...)

Студенты, конечно, не виноваты. Более того, они -- просто молодцы! Замечательная смена подрастает в наших нищих театральном и консерватории -- они хотят искусства. И не вина их, а беда в том, что приходится искать его не там, где нужно. Баттал Берберов (Бернардо, предводитель "акул") и Дмитрий Тубольцев (Риф, "ракеты"), их очаровательные партнерши Кристина Карапетян (Розалия) и Юлия Жабченко (Анита) провели спектакль на эмоциональном подъеме, и, по сути, сделали его приемлемым для восприятия. Лирические герои выглядели традиционно слабее, поскольку характеризуются одним чувством, одной краской. Алла Пригара (Мария) и Юрий Лукьяненко (Тони) еще очень молоды, чтобы сыграть невероятную внутреннюю борьбу между чувствами любви и долга. Хотя их актерская наивность в некоторые моменты заменила мастерство.

Труднее всех, конечно, пришлось оркестру. Но духовые играли громко. Где уж тут струнникам тягаться! Видимо, никакой опыт работы дирижера (Айан Полстер) с известными коллективами и серьезный преподавательский багаж не смогли компенсировать отсутствие опыта постановщика. Продюсер Роджер Мак Меррин, решив, что в шесть недель возможно осуществить такой проект, вероятно забыл, что это, все-таки, не Америка.

В нашем же отечестве, не признающем своих гениев и пророков, зреет племя, подвергающее сомнению товар в красивой обертке. "Пожалуй, поскольку я не специалист в области балета, танцы понравились больше всего", -- сказала моя коллега после спектакля. -- "А мне показалось, что это -- самое слабое место", -- возразила ей другая. Но в чем я уж точно не сомневаюсь -- так это в том, что пели и танцевали ребята лучше, чем играл оркестр. Искренне приветствуя актеров-дебютантов, для которых выйти на сцену -- большой шаг вперед, радуясь каждому букету и крику "браво!" в их адрес, в какой-то момент все же хотелось напомнить публике: не бойтесь признаться в том, что вы не видите волшебной ткани -- это еще не значит, что вы глупы, может быть, это король -- голый?