1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (217) за 06.11.98

БИТВА АУТСАЙДЕРОВ

В день открытия международного кинофестиваля "Молодость" на сцене Дома кино состоялось вручение ежегодной премии "Арсенал".

Получил премию весьма странный фильм Алены Демьяненко "Две Юлии", украинский парафраз на тему новеллы Ги де Мопассана "Дело о разводе". Но не просто парафраз, а некая пародия. Нет, не на великого французского новеллиста, и даже не на буржуазные нравы XIX века. Ведь действие фильма происходит здесь и сейчас. Впрочем, пародии ни на наше время, ни на какой-либо художественный стиль нет. Как, например, во французском фильме "Высокий блондин в желтом ботинке", пародирующем детективы, где все доведено до уровня высокой комедии. Есть и более близкий аналог -- французский фильм "Нежная Мишель" с Рошфором в главной роли. Там, как и в "Двух Юлиях", какое-то время непонятно, что это пародия. Просто идет отличный триллер о двух наемных убийцах. И только в финале выясняется: все это не всерьез.

В нашем случае пародийность становится явной гораздо раньше. И весьма странным образом. Сначала мы только видим, что все актеры плохо играют. Заданно, монотонно, нудно. Потом это как бы оправдывается пародией. Но кого же они пародируют? Ответ может быть один: самих себя! Они пародируют плохих актеров, которыми и являются сами. Уникальный случай самопародии в чистом виде! Над кем смеетесь? Да над собой смеетесь! И над режиссером, которая чисто студенческий "прикол" растянула на 1 час 13 минут. Может быть, для таких дешевых розыгрышей я просто слишком серьезен: когда на 20-й минуте догадался, что это шутка, то посмеялся тому, как ловко был одурачен. Остальные 53 минуты откровенно скучал.

Хорошо понимаю Киру Муратову, которая при вручении Алене Демьяненко приза "Арсенал", сказала, что весь ее фильм не смотрела, а видела только четыре отрывка. То есть она (да, по-видимому, и другие члены жюри) мысленно воссоздала мамонта по двум бивням, хвосту и уху. Надо сказать, что по частностям и деталям, по живописности быта -- фильм совсем не плох. Но в целом абсолютно бессмыслен. Эдакий жутко растянутый анекдот.

Вы спросите: как же он все-таки смог отхватить приз "Арсенал"? Здесь заметим, что премия ежегодная, а конкурентами Алены Демьяненко были Роман Балаян с откровенно плохой лентой "Две луны, три солнца" и Григорий Кохан с достаточно примитивным детективом "Тупик". Что ж, бывают чемпионаты мира, а бывают и чемпионаты сельской средней школы. И там, и там -- свои чемпионы...

Думаю, Алена Демьяненко должна была занять весьма приличное место на конкурсе студенческих работ кинофакультета нашего театрального института. И не более того. И этот ее фильм, и прошлый показали, что с формой у нее отношения хорошие, а вот с содержанием -- не очень...