1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №100 (355) за 03.06.99

НАТО -- ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Много лет мы считали НАТО врагом, и до сих пор относимся к альянсу с недоверием, подозревая Америку, которая доселе играла там первую скрипку, в двойной игре и тайных кознях. События в Югославии лишь подогрели эту неприязнь. Между тем, в странах Западной и Центральной Европы НАТО считают другом, Милошевича -- диктатором и не вполне понимают, чем объяснить сочувствие наших граждан сербским властям. Группа украинских журналистов, посетившая штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, отчетливо это ощутила.

У НИХ ТАМ КОНСЕНСУС

Штаб-квартира НАТО, которая состоит из комплекса 3-4-этажных зданий, отнюдь не нарушает облика камерного, средневекового Брюсселя. Жизнь бьет там ключом. Каждое решение альянса становится достоянием гласности буквально в ту же минуту, благодаря системе Интернет, которой активно пользуются журналисты, -- пресс-центр НАТО ими в буквальном смысле кишит. Если бы так работал наш Кабинет министров, в украинскую демократию поверили бы даже на Западе. Однако это так, -- к слову.

Что касается советских стереотипов относительно полной гегемонии Соединенных Штатов в НАТО, то они неоправданны. В апреле 1949 года 12 государств приняли решение об образовании Североатлантического блока. Ныне в его составе -- 19 стран. Ни одно решение не принимается без согласия на то каждого из государств-членов. Нынешняя военная операция в Югославии также является согласованной политикой всех 19-ти.

Альянс, в отличие от бывшей советской армии, не имеет своих военных формирований и практически не располагает финансовыми средствами: силы НАТО состоят из военных частей государств-участников, они же покрывают расходы на содержание своих войск. Натовские координирующие службы живут на взносы 19 стран, и время от времени их сотрясают столь же многочисленные финансовые проверки. Офицерский состав многонационален, языком общения являются французский и английский, но военные операции проводятся только с использованием английского...

Впрочем, влияние США в НАТО все еще остается очень сильным. Это объясняется тем, что американцы всегда были богаче и выделяли большие средства на оборону, чем европейцы. Само собой, самолюбие последних этим задето. Теперь в альянсе ломают голову над тем, как придать больший вес европейцам, не разломав при этом уже сложившиеся структуры. Сейчас в недрах блока создается подобная американской европейская система безопасности. В недалеком будущем натовские операции в Европе будут проводиться под командованием Западноевропейского Союза, но при использовании американских ресурсов.

НОВЫЕ МИССИИ. ЗА И ПРОТИВ

После распада Союза и Варшавского договора натовские офицеры, должно быть, испытывали что-то вроде ностальгии по почившим. Военная система, которая ваялась годами, вдруг оказалась невостребованной. Однако альянс не распустили, тем более, что стабильности в мире с уходом в небытие СССР не прибавилось. В 1991 была принята новая стратегическая концепция, текст которой практически не отличался от того, каким он был во времена "холодной войны". Документ решили пересмотреть в 1997 году, на саммите в Мадриде. Основной акцент теперь планировалось перенести с оборонных вопросов на защиту мировой стабильности: между небогатыми странами, впавшими в экономическое "пике", возможны серьезные военные конфликты. На Вашингтонском саммите в нынешнем году эту самую концепцию утвердили, однако с большими спорами, которые не прекращаются по сей день.

Наиболее "сейсмоопасным" стал пункт стратегической Концепции, связанный с созданием так называемых новых миссий НАТО. Под этим термином подразумеваются военные операции, которые не связаны с обороной территорий стран -- членов альянса и направлены на урегулирование конфликтных ситуаций и восстановление мира. Предполагается, что такие операции могут проводиться и без получения мандата Совета Безопасности ООН или ОБСЕ (раздел 10-й Концепции). Впрочем, представители самого НАТО признают, что проведение таких операций может быть проблематичным с точки зрения международного права. Этот вопрос пока остается открытым...

Именно тезис о новых миссиях вызвал сильное раздражение у России, которая трактовала новую натовскую концепцию как наступательную и высказала обеспокоенность по поводу своей безопасности. Должностные лица альянса считают такие опасения безосновательными. Так, пункт 35 документа гласит, что НАТО будет регулировать конфликты с помощью международных организаций. "Наш мир слишком взаимозависим, и не в интересах западных стран подрывать авторитет международных инстанций", -- заявил корреспонденту "Сегодня" один из высокопоставленных западных дипломатов страны -- члена НАТО. Касательно ситуации в Косово, альянс настаивает на том, что действовал в рамках правового поля, установленного международными организациями, -- до начала боевых действий был принят ряд резолюций, осуждающих политику Милошевича.

СЕРБСКИЙ ТИГР В ОСАДЕ

Война с Милошевичем, обитающим за пределами Западной Европы, по-видимому, понадобилась альянсу, чтобы обезопасить рубежи развитых стран. Милошевич уже 10 лет мутит воду на Балканах. Его политика в Косово подтолкнула Югославию к распаду. В 1989 он лишил этот край автономии, косовары оказались без системы автономного самоуправления и школ с преподаванием на родном языке. Однако они тогда не взбунтовались, и эпицентр междоусобиц был перенесен в другие республики. Идеолог великой Сербии развязал войну в Хорватии, Герцеговине и Боснии. В последней -- за время конфликта погибло 200 тыс. человек, 2 млн. -- стали беженцами. Лишь вмешательство международных сил помогло тогда приостановить военные действия.

Если проводить параллели, то поведи себя русские при кончине Союза так, как сербы при распаде Югославии, невиданного по масштабам кровопролития невозможно было бы избежать. Кстати сказать, на Западе тогда боялись "раскрутки" именно такого сценария. К счастью, Ельцин оказался умней Милошевича. А может быть, в стране, пережившей три революции, две мировые войны и сталинские репрессии, сработал подсознательный страх перед новой бойней. В бывшем Союзе имели место локальные конфликты, до крупномасштабных, к счастью, дело не дошло.

Хочется верить, что война в Косово близится к концу. Международный трибунал по вопросам преступлений в бывшей Югославии принял решение привлечь Милошевича к суду за военные злодеяния. Однако даже после окончания этого конфликта рано будет ставить точку, -- слишком непроста проблема и малопредсказуемы последствия ее силового решения.