1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №83 (338) за 07.05.99

ГОЛЛАНДСКИЕ СЮРПРИЗЫ

Второй раз в Украине прошли дни голландского кино. Прошлогоднее знакомство оставило добрую память, и в нынешнюю встречу зал столичного Дома кинематографистов ломился от зрителей. Сидели на полу и в проходах. Не скуки ради и праздного любопытства -- ждали открытий. И не просчитались.

Кинематограф маленькой страны успешно выдерживает натиск Голливуда. Легкий, мобильный, супермалобюджетный, он нацелен туда, куда "крутому мастодонту" путь заказан. Его неисчерпаемая тема -- человек, неизведанные закоулки сознания, тончайшие извивы чувств. Есть у голландцев и собственный круг почитателей -- европейские интеллектуалы. Фестивали в Амстердаме, Роттердаме, Утрехте -- отвоеванная в океане коммерции твердь подлинного искусства. Здесь свои идолы, свои победы. За последние 12 лет -- три "Оскара" в номинации "лучший зарубежный фильм"! Впечатляет, не правда ли?

Программа нынешних "дней" -- около 20 документальных, анимационных и игровых лент -- отличалась безукоризненностью выбора. Преобладали два имени: Лодевийк Крийнс, режиссер скандальной репутации и Алекс ван Вармердам, входящий в фазу классика. Мэтра, хорошо известного у нас по фильму "Платье", представляли дебютный "Абель" и "Маленький Тони", снятый в прошлом году.

Сюжет "Маленького Тони" разворачивается в замкнутом пространстве загородного дома в загадочной туманной атмосфере опусов Ионеско-Беккета. История бездетной пары, стремящейся обзавестись ребенком за счет приглашенной репетиторши, а потом убрать ее за ненадобностью, оборачивается в конце концов против злоумышленников и заканчивается кровавой драмой...

Но по-настоящему муторошны фильмы Лодевийка Крийнса. Наиболее сильное впечатление оставляют ленты "Красная тряпка", "Ребенок на свалке", "Бардак". Тематика и методы -- шокирующи. Младенец, выброшенный на свалку, подросток, которому поезд отрезает обе руки -- все это, конечно, не цель, а средство, способ рассказать о щемящей затерянности человека в жестоком и равнодушном мире. В этом плане настоящее открытие "дней" -- "Человек с собакой" Аннет Апон. В центре ленты -- одинокий юноша, придумывающий себе другую вымышленную жизнь с помощью ворованных фотографий, которую он потом в деталях преподносит своим сослуживцам. Тема одиночества у Рамзея Назра, исполнителя главной роли звучит остро, порой трагически.

И, наконец, "Сибирь" Роберта Яна Вестдейка -- лента, сделанная с бравурным блеском. История двух амстердамских жиголо, грабящих своих жертв -- легковерных туристок, подана с импровизационной легкостью, в стремительной клиповой манере, может быть, впервые такой убедительной в полнометражном кино. Все вроде бы складывается хорошо у молодых злодеев, пока они не встречаются с нашей соотечественницей Ларой. Нашим девочкам, известное дело, пальца в рот не клади. Да, и ребята не промах... Ироничный и печальный фильм -- один из лучших в подборке.