1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №61 (316) за 02.04.99

"В ОТНОШЕНИЯХ С МАЛЫМ БИЗНЕСОМ ГОСУДАРСТВО НАЧИНАЕТ ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

Периодические дискуссии о судьбах малого бизнеса сводятся в основном к пережевыванию старой жвачки: дескать, его успешность -- один из главных факторов благополучия развитых стран. Мол, в Великобритании он является главным кормильцем половины, в Италии -- двух третей населения, а у нас на громадную страну -- всего сто тысяч зарегистрированных малых и средних предприятий да три с небольшим тысячи кооперативов, где заняты жалкие шесть процентов от общего числа работающих по найму граждан. Правда, есть еще 900 тысяч легальных индивидуальных предпринимателей. Но даже с учетом незарегистрированных нелегалов--"теневиков" в 50-миллионной стране, по самым смелым оценкам, -- не больше трех миллионов бизнесменов-индивидуалов.

Почему же деловой климат в Украине не такой, как в цивилизованном зарубежье? В ответ обычно упрекают государство, чиновничий аппарат с его главными "орудиями пыток" -- налоговым прессом и бесконечными проверками -- в страхе перед которым люди не хотят идти в легальный бизнес.


-- Но ведь часто сами предприниматели демонстрируют свою неповоротливость, -- предлагает свою версию Виктор Капустин, заместитель председателя Госкомитета Украины по вопросам развития предпринимательства. -- Например, недавно указом Президента введен единый фиксированный налог на предпринимателей -- физических лиц. Cколько лет бизнесмены повсюду трубили о необходимости его введения! А когда наконец дело сделано, переходить на такой налог не торопятся.

Несправедливо утверждать, что государство ничего не делает для развития малого и среднего бизнеса или, тем более, противодействует ему. На мой взгляд, есть несколько причин, в силу которых благие намерения часто не сбываются. Например, то, что в стране, где действуют десятки разновеликих предпринимательских объединений и ассоциаций, до сих пор нет ни одной полноценной общественной структуры, способной представлять интересы малого и среднего бизнеса в целом: вырабатывать общую стратегию действий, комплексно вести законодательную политику. То есть искать общий язык с властью, а не находиться с ней в перманентном состоянии позиционной войны. Пока эта "война" не прекратится, малый бизнес будет оставаться уделом немногих. А ведь мировая практика свидетельствует, что такой бизнес зачастую способен быть и единственно возможным сектором выживания для тех, кто по каким-то причинам утратил прежнюю работу -- то есть, он фактически принимает на себя функции социальной защиты.

-- А почему бы вашему комитету не стать такой объединяющей структурой, о которой вы говорите?

-- Это тот случай, когда нельзя одновременно сесть на два стула. Бизнесмен и государство могут воевать, могут дружить -- но все равно это будут противоположные лагеря. Для нашего комитета, как мне кажется, наиболее оптимальной является роль своеобразного посредника. Может быть, в ряде случаев и контролера -- когда нужно "довести до ума" хорошие начинания. Или даже адвоката... Например, во время недавнего десятидневного рейда по провинции госкомитетовского "агитпоезда" на встречах с предпринимателями мы очень много жалоб слышали на невыполнение президентского указа "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Как известно, в соответствии с ним количество проверок предпринимателей сокращено до одной в год. Но контролирующие органы находят способы проверять фирмы еще и еще раз -- естественно, в обход правил. И мы не только разъясняли бизнесменам, как бороться с произволом контролеров: с момента создания нашего Госкомитета постоянно анализируем практику применения законодательства и готовим предложения правительству по устранению имеющихся в законах недоработок.

Я еще раз подчеркиваю: методом проб и ошибок государство таки пришло к пониманию необходимости поддерживать малый бизнес, а не посттоталитарные "укрупнизированные" предприятия, устаревшие производственные структуры которых часто абсолютно не соответствуют логике жизни и сохраняются лишь благодаря номенклатурным связям и непомерным амбициям их директоров. Сегодня такие предприятия, как бы они ни старались, в большинстве случаев не способны замкнуть на себе весь производственный цикл -- нерентабельность отдельных технологических операций сводит на нет все надежды на прибыль. К счастью, в кабинетах на Печерских холмах понятие "дерегуляция" уже перестало быть пугалом, и есть ощущение, что страна, отказавшись от слепого копирования чужих моделей построения рыночной экономики, начинает жить по законам здравого смысла.