1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (396) за 31.07.99

НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ: "Я РЕДКО ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ РАСПУСКАТЬСЯ..."

Николая Караченцова -- ведущего артиста московского Тетра им. Ленинского комсомола, популярного киноактера -- я застала на кортах Олимпийского комплекса, где он с упоением играл в теннис со своим давним партнером Владимиром Ивановичем Рябцевым -- директором МДП "Теннисные корты". Целый час наблюдая за игрой артиста и теннисиста, я получила истинное удовольствие. Должна сказать, что Владимир Иванович играет очень хорошо, а Николай Петрович -- очень красиво.

Кроме того, Рябцев оказался остроумным человеком и периодически подбадривал Караченцова следующими репликами: "Профэссор, вы не из Москвы? Так бьют только те, кто в шляпе", "Конечно, наша "поляна" меньше Красной площади, но попадать в нее надо", "Жаль, что ты не взял с собой кровать, чтоб ездить по корту", "Для тех, кто в танке, повторяю: надо бить через сетку". И уже, обращаясь ко мне: "Наташа, это один из средних моих "талантов": когда он приехал сюда первый раз, он бил по мячу ручкой ракетки".

Надо сказать, что Николай Петрович, как человек умный, отвечал на все эти "наезды" милой доброжелательной улыбкой, зато во время интервью отыгрался что называется "в полный рост" -- на мне.

"ЧЕМ ТАЛАНТЛИВЕЙ АКТЕР -- ТЕМ МЕНЬШЕ ОН ИГРАЕТ В ЖИЗНИ"

-- Николай Петрович, не любите проигрывать?

-- А кто любит? И потом, надо знать и учитывать свои возможности. Владимир Иванович профессиональный теннисист... Но я люблю с ним играть -- он серьезный соперник.

-- Какими судьбами в Киеве?

-- Ваш телеканал Интер записывает ряд клипов из цикла песен моего давнего друга Владимира Быстрякова. Мне кажется, это вечная тема -- обо всех нас, что называется...

-- Вы -- один из ведущих артистов в Ленкоме у Марка Захарова. Между тем, многие критики считают, что ваш звездный час был десять лет назад, имея в виду главную роль в рок-опере "Юнона и Авось". Сегодня, считают они, вы недостаточно востребованы в родном театре...

-- Не согласен. Во-первых, "Юнона и Авось" идет до сих пор и билеты спрашивают за два квартала до театра. Во-вторых, я занят еще в четырех спектаклях Ленкома. Короче, если иметь в виду, что у меня 12 спектаклей в месяц, то, поверьте, что это неплохая загрузка для актера.

-- "Актерствование" в жизни зависит как-то от меры профессионального таланта?

-- Да. Чем талантливее актер, тем меньше он играет в жизни: начинает срабатывать некий инстинкт самосохранения -- не продешевить, не расплескать, не перешутить. Обратите внимание, великие комики в жизни были далеко не "первыми парнями на деревне". Тяжелейший характер был у Чарли Чаплина, Аркадий Райкин -- тоже был не подарок, а Евгений Павлович Леонов, царство ему небесное", ну совсем не Винни-Пух... Истинные актеры вовсе не доигрывают себя вне сцене.

"Я ВИДЕЛ ПОСЛЕДНЮЮ ЛЮБОВЬ МАЯКОВСКОГО..."

-- А вы дружите с актерами?

-- Я никогда не выбираю друзей по профессии. Хотя, говорят, надо выбирать, но я не умею. И друзья мои -- они все очень разные. Общаюсь с теми, кто мне интересен.

-- Вас, как профессионального артиста, не пугает факт, что сегодня уже 50, а недавно было 40, и, видимо, завтра будет 60...

-- Сложный вопрос... Надо уметь соответствовать возрасту. Когда актриса в 50 использует выразительные средства 18-летней -- это выглядит глуповато. Но есть прекрасные примеры, когда женщины в зрелом возрасте были очень хороши -- та же Симона Синьоре, Любовь Орлова, Татьяна Пельтцер... Я видел, будучи мальчиком, Веронику Полонскую -- последнюю любовь Маяковского. Она была прекрасна!

-- Ну, а ваши личные ощущения в зрелом возрасте?

-- Молодость -- это не только черты лица, это -- восприятие мира. Художнику, как никому, свойственно воспитывать в себе некое "детское восприятие мира", умение открывать его заново. Я скажу вам без кокетства: я никогда не задумываюсь о возрасте. Бывая в разных компаниях, в том числе и молодежных, не испытываю ощущения, что все ждут: вот сейчас он уйдет, а мы нормально посидим. Наоборот: "Петрович, не уходи, посиди с нами".

-- Правда ли, что Татьяну Ивановну Пельтцер многие в вашем театре недолюбливали, и что последние месяцы своей жизни она провела в больнице, где ее, практически, никто из коллег не навещал?

-- Татьяна Ивановна всегда и везде говорила, что в нашем театре она чувствует себя молодой -- комфортней ей не было нигде. В ее жизни была сумашедщая любовь к Марку Захарову -- она его боготворила и была счастлива рядом с ним работать. Что касается последних месяцев ее жизни, ее болезнь была очень тяжела... выключите, пожалуйста, диктофон... (Далее следуют подробности, которые Николай Петрович попросил не давать в печать. -- Авт.)

"МОИ СПОСОБЫ ВЫЙТИ ИЗ ДЕПРЕССИИ -- ИНДИВИДУАЛЬНЫ. НО ФИГ Я ВАМ ОБ ЭТОМ СКАЖУ..."

-- Одна из последних картин, в которой я вас видела, -- "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" Владимира Бортко. Ваш герой, 50-летний режиссер, за плечами которого неоднократные браки, потери друзей, выросшие дети, личная и творческая неустроенность... Насколько вам это близко и чувствуете ли вы себя когда-нибудь "потерянным" во времени и стране?

-- Судьба моего героя и моя личная судьба -- совсем разные. Однако, мне близок взгляд Бортко на время. Володя -- мой друг, и очень многие наши взгляды и оценки совпадают.

-- Николай Петрович, каждый человек, если он только не самоуверенный болван, рано или поздно переживает депрессии, периоды боли, неуверенности и одиночества. Критический возраст для мужчин в этом смысле -- "за тридцать" и "за пятьдесят"... вам знакомо это состояние?

-- (Задумчиво.) Еще говорят, что сорок два -- тоже опасный возраст... Знаете что, я вам скажу так: наша профессия приучает человека к самостоятельности в этой жизни. Потому что автор пишет, режиссер ставит... Но наступает какой-то момент, когда они остаются за кулисами, а актер выходит один и никто в этот момент уже не может ему помочь... Эта ответственность воспитывает качества, которые нужны не только артисту, но и человеку и мужчине. Любой человек испытывает в какие-то моменты жизни депрессии. Это может произойти даже из-за каких-то обстоятельств, не имеющих к нам прямого отношения, но существуют рядом с нами. Это могут быть профессиональные неудачи... И у каждого человека свои приемы, как выходить из этого состояния...

-- Какие приемы у вас?

-- Хм... Не расскажу! Они очень индивидуальны и это не очень интересно, понимаете? Тут главное другое. Я редко позволяю себе распускаться, иначе не смогу нести ответственности за свою семью, за свой дом.

"ПАТРИОТИЗМ -- ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО "РАЗВАЛ" И "РАСПАД"

-- В "прежнее" время артист чувствовал себя более защищенным...

-- Конечно. Смотрите, вы назвали только одну картину последнего времени, в которой я снимался. Есть еще одна -- и все. Конечно, я ни в коей мере не хочу умалить достоинства фильма "Петербургские тайны", но он имеет определенный адрес и художественный вес, потому что это сериал. А вот "Цирк уехал" мне по-особому дорог. Слава Богу, этот фильм телевидение показало.

Что касается времени и защищенности... Да, мы были тогда социально защищены. Примитивный пример: если бы я тогда упал на улице с апендицитом, то мне бы бесплатно сделали операцию, и притом в хорошей клинике. Я знал, что картина, какой бы она средней ни была, за день проката себя окупит -- люди ходили в кино. А сегодня по нашему кино ностальгируют люди среднего поколения, но если вы спросите девочку или мальчика нынешнего поколения об Ульянове, Яковлеве, Басилашвили -- они просто не знают, кто это такие. А Ван Дамма или Ди Каприо знают, и даже очень хорошо. Так что, это наша беда. И тем не менее я не могу не осознавать, что мы таки выскочили из страшного времени и то уродливое, что сейчас происходит, -- только переходный период.

-- Что вы имеете в виду?

-- Меня огорчает, что мы "распались". Это было не очень разумно. Национальное достоинство и патриотизм не должны соседствовать с понятиями "развал" и "распад". Вся Европа живет сегодня единым домом. И тем не менее француз или англичанин всегда помнят, что они француз или англичанин. Там гуляет единая денежная единица... Конечно, мы к этому еще придем, но жаль, что это происходит так долго: будет ли то счастливое время на нашем веку?

-- Есть в вашей жизни что-либо, о чем вы жалеете?

-- Конечно, есть. Но я об этом фиг кому скажу. Вам -- особенно... Потому что тогда об этом узнает очень много людей.

-- Что для вас важнее -- профессия или приватная жизнь?

-- Стоит ли это делить? Жизнь -- она едина. Моя профессия составляет основу моей жизни. Так же как и то, что я мужчина, влияет на мою жизнь в профессии.

"Я ЖЕ НЕ СПРАШИВАЮ У ВАС, КАК ЧАСТО ВЫ ИЗМЕНЯЕТЕ МУЖУ..."

-- Все библейские заповеди выполняете? И вообще -- возможно ли это?

-- (Хохочет.) Все, кроме одной -- "не укради". Шутка.

-- Можно об этом поподробней?

-- Подождите, я же вас не спрашиваю: часто ли вы изменяете своему мужу? Вот представьте, вы сейчас снимаетесь в кино и у вас партнер красавец Александр Лазарев, у вас там есть любовные сцены и чтоб их сыграть, надо в него немножко влюбиться. Вам бы понравилось, если бы я спросил: вы с ним спите?!

-- ...

-- Вот и я на эту тему говорить не хочу. Все в этом мире мы сами себе придумываем и пытаемся этому следовать. Вон Аушев даже указ издал, что можно иметь четыре жены. Десять заповедей -- это прекрасно и неплохо было бы жить только по этим законам. К сожалению, у меня это не всегда получалось. Но я стараюсь.