1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (149) за 01.08.98

КТО НИЩЕМУ ПОДАСТ -- ШТРАФ ЗАПЛАТИТ

ИМИДЖМЕЙКЕР ДЛЯ ПОПРОШАЕК

Ростислав по специальности режиссер, правда, безработный. Но жизнь -- театр, потому работа для него есть.

...Электричка, везущая сельчан после удачного базарного дня домой. В тамбуре последнего вагона Ростислав гримирует жизнерадостного молодого парня -- вымазывает грязью, "рисует" под глазами синяки. Потом переодевает его в "сценический" наряд: видавший виды пиджак размера на два меньше, чем надо, и спортивные штаны, потерявшие первоначальные цвет и форму. "Упакованный" таким образом "артист", расслабив ноги в коленях и сгорбившись, входит в вагон и начинает рассказывать, что заболел лейкемией и ему нужны деньги на лечение. Отговорив текст, в упор смотрит на людей беззащитными голубыми глазами. Те не выдерживают, вынимают кошельки и кладут в грязно-белую бейсболку кто мелочь, а кто и бумажные деньги.

После каждого вагона "ассистенты" забирают "улов", чтобы бейсболка вновь стала по-сиротски пустой. Нельзя же ходить с шапкой, полной денег! После "трудовой смены" все получают свою "зарплату" .

-- Это моя режиссерская работа, -- с гордостью говорит Слава. -- Я придумываю и костюм, и текст, показываю походку, интонацию. Недавно "делал" беженку из Чечни с ребенком. Для метро. Как она играла! Очень одаренная женщина -- сам Станиславский сказал бы "верю!" А еще у меня был удачный образ -- худенький такой старичок с орденами и медалями. Для текста он, правда, не годился -- голос типичного пропойцы. Сидел молча с табличкой: "Сын и дочь меня из квартиры выгнали. Помогите, кто чем может!"

БОГАТАЯ ИСТОРИЯ НИЩЕНСТВА

Это занятие существует столько, сколько существует человечество. Жизнерадостным античным грекам и римлянам даже вид нищеты был отвратителен. В Англии и Франции их казнили. Петр I попрошаек наказывал кнутом и ссылал на каторгу, а тех, кто им подавал, заставлял платить штраф. Николай І сулил награду тому, кто придумает способ борьбы с нищенством без насилия. Ленин объявил нищих и бродяг позором Советской России. Но железный порядок, по крайней мере в Москве, удалось установить только женщине -- Фурцевой. В 1955 году, будучи первым секретарем Московского горкома КПСС, она передала "нищих" из службы социального обеспечения милиции, которая очистила столицу от побирушек .

-- Кстати, "имиджелогию" нищих изучали еще до революции, -- рассказывает социолог Ольга Плотникова. -- Вот, например, как описаны типы попрошаек: женщина с больным ребенком, калека, сирота, родители, собирающие на похороны младенца (ходили с маленьким гробиком), погорельцы, обворованные, переселенцы, собирающие на билет для возврата домой, слепцы, раненые солдаты. Если сделать небольшую поправку на современность, можно сказать словами классика: "Ба! Знакомые все лица!"

ПОЧЕМУ МЫ ДАЕМ ИМ ДЕНЬГИ?

Ответ не так прост, как может показаться. Социологи выделили шесть основных причин, по которым люди подают "христарадникам": сочувствие ("жалко мне их"), тщеславие ("пусть видят, какой я щедрый!"), религиозность ("я подам нищему, а мне -- Бог"), суеверность ("если подам, мне повезет"), конформизм ("другие подают и я подам"), чувство неловкости ("подаю, а почему, и сам не знаю"). Весь этот эмоциональный "коктейль" и эксплуатирует нищенский бизнес.

В толковом словаре Даля зафиксировано слово "нищаться", то есть "притворяться нищим, побираться без нужды". Для примера он приводит выражение "У нас целые деревни нищаются. Доходный промысел-с!"