1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (361) за 11.06.99

ПЕДАГОГИ КИЕВЩИНЫ ПОВЫСЯТ КВАЛИФИКАЦИЮ... В КУСТАХ

Оказывается, мы не так бедны, как притворяемся! Иначе чем объяснить решение о создании в Киевской области второго института усовершенствования учителей, если их и так сокращают? Как и расходы на образование вообще...

"ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ..."

Ради экономии бюджетных средств и было решено в 1991 году объединить два института -- киевские городской и областной -- в один межрегиональный имени Бориса Гринченко. За восемь лет его существования все лучшее в Украине было собрано здесь. Институт имеет возможность приглашать "светил" из любого столичного вуза или научного учреждения. Открылись новые факультеты для руководителей -- японского языка, менеджмента и организации.

Учителя из глубинки слушали лекции лучших специалистов Украины, посещали элитарные гимназии и лицеи, перенимали опыт. Немаловажной для них была и возможность неформально пообщаться с городскими коллегами. Выяснялось, что у столичных педагогов меньше бумаготворчества, больше свободы в выборе методик, им доступна современная литература и, главное, им вовремя выплачивают зарплату.

-- Хоть раз в пять лет мы видели, какой должна быть наша система образования, -- рассказывают учителя-курсанты, -- общались с эрудированными людьми, которые не требуют от нас глупостей, как часто случается у нас на работе.

Может, чтобы не расстраивать сельских учителей, показывая им, "как люди живут", и решило областное управление образования соорудить барьер -- создать областной институт? Руководство межрегионального института получило извещение о прекращении финансирования с 1 июня 1999 года. Но ведь основные расходы давно несла Киевская горадминистрация, а долг области институту только за этот год -- около 160 тысяч гривен.

СКОЛЬКО СТОИТ НОВЫЙ ИНСТИТУТ?

Если есть деньги, чтобы создавать рабочие места для чиновников, то почему в школах области в последние годы прекращено финансирование факультативов, не выделяются средства на ремонт, закрываются группы продленного дня и кружки, не оплачиваются коммунальные услуги? Зачем дублировать уже существующие структуры? Чем так не угодил начальству межрегиональный институт -- выяснить все это у заведующего областным управлением образования Игоря Ликарчука мне так и не удалось.

Я долго "доставала" милую секретаршу, безуспешно дожидаясь то самого Игоря Леонидовича, то обещанной им пресс-конференции, но увы... Пришлось довольствоваться неофициальными источниками. Из них стало ясно: недовольны в управлении больше всего тем, что проблемы сельского учителя от столичных далеки, да и не все могут из глубинки сюда ездить... Согласно постановлению Кабмина, за учителем, проходящим переподготовку, сохраняется зарплата, а тому, кто проводит вместо него уроки, оплачивается замена. Так вот, в последние два года это постановление не выполняется.

КИЕВ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ЦЕНТРОМ ОБЛАСТИ?

Говорят, что педагогическую столицу области перенесут в Белую Церковь, где на базе педучилища и будет создан новый институт. Что же, кадры решают все... Смогут ли они качественно обеспечить тот уровень подготовки, который дает Киевский межрегиональный? Согласно ст. 18 Закона "Об образовании", для такого института необходима лицензия как минимум по III уровню аккредитации (у межрегионального -- IV, что соответствует уровню университета). Наконец, удобно ли будет добираться педагогам всей области не в Киев, а в Белую Церковь? Звучала мысль, что это будет не единый институт, а несколько филиалов, расположенных по "кустам" (так педагоги называют несколько районов-соседей). Не стать бы этим филиалам "кустарными"...

-- Мы должны обеспечить всем педагогам страны одинаковые условия, -- говорит проректор Киевского межрегионального Сергей Болтивец. -- И если сельский учитель отстает, то, наоборот, надо больше обучать его, а не держать во мраке, считая, что его удел -- огород и грязь. Но это -- путь деградации. 80% времени наш институт отдавал работе с учителями области. И если к нам, несмотря на прекращение финансирования, будут приезжать сельские учителя, мы будем им помогать.

Сергей Иванович, кстати, оказался единственным, кто на заседании коллегии Минобразования выступил против создания "кустарного" института. Все остальные были в восторге от очередной продекларированной заботы о сельском учителе. Естественно, там не было доктора Сорбонны, профессора Владимира Косика и Александры Кисилевской-Ткач -- секретаря Педагогического совета и директора Педагогического института Украинского Вольного университета из Мюнхена, обратившихся в наш Кабмин с письмом, где было сказано, что "в высокоразвитых странах не разделяют учителей на сельских и городских".

Мне же по этому поводу вспомнилась фраза знаменитого Ипполита из рязановской комедии: "Ребята, разрушать старое за одну ночь легко, а вот создать новое"... Был бы и в этой истории такой же счастливый конец...