1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №142 (145) за 28.07.98

НИКАС САФРОНОВ: " БЕЛЬМОНДО ХОТЕЛ МЕНЯ ГРОХНУТЬ"

Никас нынче моден, какими бы высокопарными фразами он не открещивался от этого обозначения. Он вовсю якшается с мировыми знаменитостями и не упускает момента сказать об этом. Осмелюсь предположить, что своей славе он во многом обязан интуиции и умению будто невзначай оказаться в нужный момент в нужном месте. Свой стиль Никас называет мистико-романтическим, свое существование в искусстве -- обособленным и независимым от мнения профессионалов, а тем более -- "соседки по коммуналке". Вместе с тем не отрекается от порочного желания нравиться и служить публике.

"Нельзя рисовать женщину в виде лошади. Не потому, что это несочетаемо, а потому что это плохо покупается". Из-за этого в определенных кругах художник снискал прочную славу конъюнктурщика. Сафронов делает вид, что ему плевать, и в свою очередь хает мэтров в обычной мурлыкающей манере: "Меня раздражает, когда они говорят, что Пикассо -- шарлатан, а Ван Гог-- вообще не художник". Сам Никас усиленно изображает скромность. Его желание нравиться сродни детскому самоутверждению при помощи самой красивой пасочки. ("Ученые подарили мне звезду в созвездии Андромеды".)

Даже не верится, что этот человек очень богат, а его картины красуются в домах Стивена Спилберга, Элтона Джона, Пьера Кардена и прочих знаменитостей. Браки Никаса -- сперва с француженкой, затем с итальянкой -- тоже воспринимаются как игра в принадлежность к мировой богеме. А кошачьи манеры, тихий голос, кажущаяся беспомощность, привлекающая наивных кандидаток типа небезызвестной киевской дамочки бальзаковского возраста -- часть хорошо продуманного имиджа.

-- Никас, вы часто делаете заказные портреты?

-- Скажем так, я пишу интересных мне личностей, независимо от того, заказывают мне это или нет. Да, у меня много портретов известных людей, ну и что? Никому не интересен тот, кто ищет миллион, но всем интересен тот, кто его нашел.

-- Во многих ваших картинах чувствуется влияние Сальвадора Дали и Эрнста Макса.

-- Я не верю тому, кто говорит, что никогда нигде не учился. Искусство существует вечно, поэтому момент учебы присутствует так или иначе у каждого. Ты впитываешь информацию, как губка и, возможно, даже подражаешь, интерпретируя ранее написанное. Я написал несколько картин с нарочитым использованием фрагментов Дали. Хотя он не самый любимый мой художник.

-- Как вы познакомились с Софи Лорен?

-- Когда я работал в Италии у своего друга-коллекционера, меня пригласил на какой-то вечер Клаудио Лукини (директор журнала "Вог"). Узнав, что там будет Софи Лорен, я прихватил с собой картину. На вечере было много знаменитостей, но я общался только с Софи. В эту актрису я влюбился, когда мне было семь лет. Случайно нашел на свалке журнал с ее портретом и решил, что это и есть "боженька". (Моя мать была глубоко верующей, а сам я даже пел в церковном хоре.) И вдруг-- это прекрасное лицо, словно Бог женского рода... Когда я рассказал об этом Лорен, она даже прослезилась. Прощаясь, я подарил ей свою картину. Потом мы встречались: она приезжала в Москву и купила несколько моих картин. Когда я бываю в Швейцарии, всегда звоню ей.

А когда я познакомился с Дайаной Росс, мы везде ходили под руку и она говорила всем: "Это мой Никас" и целовала меня. Потом залезла в мою "копейку"-- я как раз менял машину, -- и мы полчаса тряслись по дороге в этой смешной развалюхе. Было очень весело.

-- Как-то вы упомянули о конфликте с Бельмондо. Значит, не все звезды вас так обожают?

-- Я пришел к нему в театр на репетицию. Делал только зарисовки. Он осведомился, где я живу в Париже и попросил меня о встрече на следующий день. И не пришел-- ни в тот день, ни назавтра. Потом мне сказали, что он на два месяца улетел в Лондон на съемки. Я обозлился и сделал такой портрет: картина "Дама в кокошнике" Аргунова, а вместо "дамы" -- Бельмондо. Когда он увидел фотографию этого портрета, просто озверел:" Я его грохну! Это не мой имидж!". Потом я узнал, что он тайными путями выкупил этот портрет. А когда я встретил Пьера Ришара, тот сказал: "Никас, ты был недалек от истины -- Жан приобрел маленькую собачку и везде с ней ходит". Мне очень нравится Бельмондо, хочу писать его реалистический портрет. Мы забыли прошлые обиды и он согласился мне позировать... Без кокошника! (Смеется.)

-- Вы -- технарь, или полагаетесь на творческую интуицию?

-- Я руководствуюсь своей чувственностью: если ты любил, значит, можешь заставить другого любить и страдать. Можно быть Малевичем и ограничиться только черным квадратом, можно быть Леонардо и шлифовать каждую деталь. Главное -- найти свою середину. Человек вообще со временем приходит к каким-то простым истинам. Мой друг, который хорошо знал Дали, как-то зашел к нему в гости. Дали решил показать ему свою лучшую картину. Ею оказался... чистый холст. "Вот самая лучшая картина! Здесь можно увидеть все, что хочешь". Вспоминается старинный анекдот, когда один человек пришел посмотреть "Сикстинскую мадонну" и удивился:" Что вы в ней нашли? Баба как баба!" Ему ответили:" Молодой человек, ей столько лет и она восхищала стольких людей, что уже вправе сама выбирать, кому ей нравиться, а кому нет!"

Невозможно предугадать что-либо заранее. Хотя как-то я написал мальчика с крыльями, а через пару лет в Польше действительно родился такой ребенок.

-- Что для вас женщина?

-- Женщины -- это все. Я считаю, что это божественные существо, на которое надо молиться. Мои женщины принимают меня таким, каков я есть. Если бы их не было, тогда какого рожна работать? Мать учила меня: если пришел к женщине в фуфайке, то уходить нужно в той же одежде. Я так и поступал. Нельзя бить женщин. Правда, в моей жизни было пару трагических моментов, когда я ударил даму -- не было другого выхода. Как видите, я бываю достаточно жестким... Думаю, следующей моей женой будет украинка. Я хочу купить старинный замок в Шотландии и там счастливо жить с ней.