1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №35 (290) за 24.02.99

ДОМ С ПРИВИДЕНИЕМ И КОЛДОВСКИМ ОЗЕРОМ НА ПОТОЛКЕ

Киевская театральная жизнь обогатилась еще одним фантомом, то бишь спектаклем, о котором вместо "жили-были" говорится: "А вот и нет! Жить-то он жил, а вот быть-то его и не было вовсе..."

Директор Курбас-Центра
Нелли Корниенко и Дмитрий Лазорко
В Центре Леся Курбаса, в одной из подворотен по улице Владимирской, в развороченном зале третьего этажа состоялся единственный показ нового (будущего?) спектакля Дмитрия Лазорко. Курбас-центр в это помещение только-только перебрался, и хотя окружающее пространство пока предлагается "воспринимать как стилизацию под советское учреждение времен упадка", новая жизнь Центра, как новая жизнь МХАТа сто лет назад, начинается с чеховской "Чайки". Правда, в переводе на украинский язык Александра Ирванца. Пострадавший, то бишь Антон Павлович, не жаловался: слава Богу, желающие ощутить вкус истинно чеховских текстов могут прочитать его в подлиннике -- по-русски.

Парадоксальную мысль Даниила Лидера: "Для художника чем хуже -- тем лучше" -- еще раз подтвердил его ученик, художник Владимир Карашевский. Благодаря ему развалюха "эпохи упадка" обрела эстетическую завершенность, а проломы в потолке, из которых размеренно капает вода, превратились в чеховское "колдовское озеро", царящее над всем пространством.

Пока это был единственный "прогон" даже для артистов, которых режиссер Дмитрий Лазорко собрал не только из разных театров, но, фактически, из разных городов. Владимир Цывинский и Леся Самаева (трогательная полудетская пара, Нина Заречная и Костя Треплев) -- из Театра драмы и комедии на Левом берегу. Оттуда же -- Дмитрий Лукьянов, играющий простодушного, большого и доброго помещика Сорина. Из Молодого театра -- Алексей Вертинский (отрешенный беллетрист Тригорин, одиноко слоняющийся в оживленном обществе), Анна Розстальная (изысканная, может даже чересчур для провинциальной примадонны, Аркадина) и Елена Узлюк (импульсивная и несколько эмансипированная Маша). Кроме того, в спектакле дебютировали львовяне, так или иначе оказавшиеся ныне в Киеве: работающие на ТВ Михаил Барнич из Театра имени Заньковецкой и премьер Театра имени Курбаса Олег Драч, а также коллега Драча по театру Юрий Мысак. Так что не удивительно, что в "Чайке" слышны кое-какие мотивы из "Вишневого сада" Владимира Кучинского -- того самого Театра Курбаса.

И хотя в связи с отъездом режиссера в полуторамесячную "загранкомандировку" работа над спектаклем автоматически замораживается, уже сейчас можно пророчить ему одобрительное отношение критики и малочисленных зрителей. Узкопрофессиональная эстетствующая элита любит подобные "штучные" произведения -- изредка мерцающие на небосклоне театра, показывающиеся лишь несколько раз, желательно в неурочное время и в таинственном месте, сродни привидениям. Именно из них впоследствии лепятся легенды, по крайней мере, в Киеве: Григорий Гладий и Марк Нестантинер со "Стойким принцем", Олег Липцын с опусами "Театрального клуба", Валерий Бильченко с "Выстрелом в осеннем саду" ("Вишневым садом") и тот же Лазорко с "Настасьей Филипповной". "Чайка" отлично вписывается в этот ряд и наверняка займет в нем достойное место.