1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (130) за 07.07.98

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ ИМЕНИ КАГАНОВИЧА

Кем был Лазарь Каганович, юные машинисты и проводники детской железной дороги в днепропетровском парке им. Глобы уже не знают, хотя всего каких-то 62 года назад их сверстники -- железнодорожники Малой Сталинской -- с нескрываемой гордостью называли себя "питомцами Кагановича".

Детская "железка" в Днепропетровске -- первая в Украине. Началась она с обычного в те годы комсомольского почина. В июне 1936 года на собрании комсомольцев Сталинской (ныне Приднепровской) железной дороги решено было построить узкоколейку для детей -- именно так верные помощники партии хотели победить беспризорность и детский бандитизм. Похвальную инициативу поддержало руководство дороги и даже сам Лазарь Каганович, возглавлявший тогда Министерство путей сообщения СССР.

На "своей" дороге Лазарь Моисеевич никогда не был -- видать, не нашел времени, но материальная и моральная поддержка его чувствовалась во всем. В 1938 году он принял в Москве делегацию днепропетровских железнодорожников и благословил газету детской дороги "Питомцы Кагановича". Кто знает, наверное, украсил бы своим именем и саму дорогу, но она к тому времени уже называлась Малой Сталинской: против шефа, как говорится, не пойдешь.

До войны детская дорога представляла собой грандиозное зрелище. Шесть детских "железок" в Киеве и других городах Украины были построены по ее образу и подобию.

"Золотые годы" Малой Сталинской закончились в 41-м: бомбежка разрушила депо, кстати, не восстановленное до сих пор. Пораженные красотой дороги, немцы демонтировали ее и вместе с вагонами и локомотивами перевезли в Великий рейх. Впрочем, довольно скоро дорогу пришлось вернуть. В 1944 году в полуразрушенном Днепропетровске она снова стала действовать. Однако не было уже ни того размаха, ни той красоты, ни того идеологического содержания.

Лазарь Моисеевич до самой смерти -- до 1991 года -- о "своей" дороге так и не вспомнил. А с началом рыночной эпохи с ней и вовсе стали твориться странные вещи. Был, к примеру, у детской дороги старый паровоз, открывший движение еще в 1936 году. Его хотели сделать памятником погибшим железнодорожникам. Но случилось иначе -- по слухам, паровоз купил один коммерсант, по-видимому, любитель антиквариата. Новое депо, спроектированное 12 лет назад, так проектом и осталось. О нем напоминают разве что сваи. Старые составы круглосуточно стоят на открытом воздухе. В теплое время в них спят бомжи. Правда, недавно деньги нашлись, и составы все же покрасили.

Но, несмотря ни на что, детская дорога существует и обучает железнодорожному делу 700 подростков. Без нее днепропетровцы уже не представляют себе своей город. А светлый образ Лазаря Моисеевича давно померк даже в памяти старшего поколения.