1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №205 (208) за 24.10.98

НА МИРУ ПЕСНЯ КРАСНА

Презентация третьего альбома сестер Галины и Леси Тельнюк одних повергла в шок, других обрадовала, у третьих вызвала недоумение... В тот вечер в Украинском доме собралась истинная украинская интеллигенция -- все, кто остался.

До сих пор жизнь складывалась так, что лауреаты Всеукраинского фестиваля "Червона рута" Галя и Леся Тельнюк были более известны в Канаде, где выходили их первые альбомы, и в Ирландии, где они постоянно участвуют в фестивале в Слайго. (Там их называют "две леди из Украины".) По нашим меркам альбом "Тиша і грім" -- один из самых дорогостоящих проектов подобного рода. Для его записи были приглашены лучшие музыканты. Из огромного количества песен выбрали самые-самые -- таким образом, это своего рода "best" сестер Тельнюк.

Уникален сам творческий процесс: во время исполнения и записи музыканты имели полную свободу импровизации. Продюсер Андрей Батьковский использовал тот же джаз-роковый метод записи, что и у Стинга или Джорджа Майкла.

-- Это наши общие муки творчества, -- вспоминает Леся.

-- Мы относимся к исполнителям не как к лабухам, наемной рабочей силе, которой указывают, что нужно делать, -- рассказывает Галя, -- поэтому аранжировщиками стали все. Если хоть один музыкант был против того или иного варианта -- делали новый.

В условиях несоблюдения авторских прав это, конечно, рискованно, ведь на результат совместного творчества могут предъявить права все участники проекта. На самом деле все песни написаны Лесей Тельнюк.

Леся: По-моему, некоторые наши песни никто не может исполнять так, как мы.

Галя: Мы не просто сестры, мы -- дуэт, и не только вокальный. Росли вместе и воспитывались, словно одно целое. Часто Леся даже не прописывает мою партию, это -- моя линия. (Так же, как в народной песне.)

Никто не придумывал специально эстетическую концепцию альбома. В своих интервью сестры с легкой иронией повторяют, что песни -- это их жизнь, способ существования. Так и есть на самом деле. Ложится стихотворение на душу -- появляется песня. Уже потом музыковед будет подбирать стиль, объяснять, что там -- мажоро-минор, а здесь -- регги... Эта музыка не выстраивается как некая конструкция. Она словно растет на дереве: подойди, выбери, что получше, -- и сорви. Так считает продюсер Андрей Батьковский.

Леся: Шоу-бизнес не является нашей целью. Мы не стремимся мелькать в хит-парадах, поспевать к осени с осенними песнями, а к зиме -- с рождественскими.

Группа музыкантов сотрудничает с сестрами Тельнюк на джентльменском соглашении: нравится -- работают, не нравится -- не работают. Олег Путятин и Джек Фрост зарабатывали деньги на халтурах, а с Галей и Лесей играли практически бесплатно.

Леся: Нам пришлось от многого в жизни отказаться на это время, даже дети в чем-то пострадали.

Сестры Тельнюк выпустили альбом вместе со своими мужьями -- продюсером Андреем Батьковским и Олегом Репецким -- за свои собственные средства. И что удивительно: у них нашлось много единомышленников -- известная художница Елена Беседова, фотограф Василий Артюшенко, звукорежиссер Владимир Лещенко.

И все же, учитывая сложную технологию записи и сведения, альбом обошелся приблизительно в десять раз дороже среднего релиза раскрученного исполнителя. Теперь дело за главным: кто будет заниматься этим дальше? Продюсер пока надеется лишь на то, что кто-нибудь из трезвых украинских политиков обратит внимание на программу "Тиша і грім".

Галя: Мы ориентированы на людей с чистой душой, мы обращаемся к каждому человеку, поэтому наши песни нельзя отнести к массовой культуре. Но элитарность эта -- не для тех, кто одевается в супердорогих магазинах или пишет диссертации.

Леся: Многие зарубежные концерты показали, что люди в наше время способны слушать и воспринимать хорошую музыку с глубокими текстами. Галя правильно говорит: мы -- не актрисы, не лицедейки и не вокалистки.

Тем не менее многие моменты выступления так заводили публику, что невозможно было отвязаться от этой шаманской магии женских голосов, искусно вплетенных в затейливую и изысканную музыкальную ткань. Раиса Недашковская назвала Галю самой трагической актрисой. Даже 80-летнему Дмитрию Билоусу пришлось стоять в переполненном зале, а после концерта он поздравил сестер с успехом. Ивану Драчу и Дмитрию Стусу тоже очень понравилась программа.

Галя: Думаю, у нас что-то получается, потому что отец -- известный поэт и писатель -- всегда нас поддерживал, брал с собой на концерты, он считал, что главное в жизни -- творчество. Я ведь даже не называю поэзией свои тексты, так же как Леся никогда не назовет себя композитором, хотя ее мелодии не хуже шубертовских.

Как самозабвенно исполняют они свои удивительно пестрые и эмоциональные песни, романсы и баллады, как работают на сцене музыканты, ловя кайф от удачно сыгранного эпизода, как поддерживают друг друга -- вот оно, счастье творчества! Это своего рода украинский шансон, программа фактически тянет на фольк-рок-оперу и с успехом воспринималась бы на фестивалях, в старинных замках и даже в театрах.

Галя: Когда-то, после просмотра в США знаменитого "Фантома в опере", у нас была такая задумка, главное -- не повторять мюзикл. Мы придумали свой ход, но пока это секрет.