1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №71 (326) за 17.04.99

ДО ЄВРОПИ НАПРЯМКИ ЇДУТЬ З НАФТОЙ ЧУМАКИ

Самым глобальным проектом украинской экономики в ближайшие пять лет станет разработка маршрута транспортировки нефти из каспийского региона в Европу через Украину.

Наша страна фактически находится на "воздушной прямой" между среднеазиатскими скважинами и потребителями нефти в Европе. "Провести" эту прямую должно морское танкерное сообщение из Супсы в Одессу, а далее по строящемуся сейчас нефтепроводу топливо попадет в систему "Дружба", которая качает жидкое золото прямо в Европу. Этот маршрут вдвое короче, чем вариант транспортировки через Босфор по Средиземному морю (для сравнения, длина украинского пути 4 тыс. 700 км, а дорога через Босфор 9 тыс. 300 км), поэтому стоимость перевозки нефти через Одессу в среднем на $10 ниже.

Существенным преимуществом отечественного проекта является автономность строящейся системы от российских трубопроводов. Дело в том, что российская тюменская нефть является низкосортной. Чтобы повысить ее качество, "Газпром", пользуясь своим монопольным положением, смешивает тюменскую нефть с высококачественной каспийской и с выгодой продает так называемую экспортную смесь в Европу. Если осуществлять прямые поставки каспийского сырья на Запад, то резко снизится стоимость его переработки. Одновременно россияне будут вынуждены сбросить цены на тюменскую нефть, что на руку Украине.

В отличие от турецкого маршрута транспортировки, наш трубопровод расположен на сейсмически безопасной территории, вдали от курдских партизан. Годовая потребность Украины в нефти составляет 28 млн. т. Сами мы добываем 4 млн. тонн. Чтобы хотя бы 8-9 млн. т получать не из России, с 1992 года вблизи Одессы строится специальный нефтяной порт. Его готовность оценивается в 20%, закончат порт не ранее 2001-го. На дополнительном нефтепроводе Одесса-Броды выполнено более 56% работ, -- сварено 381 км труб.

Для повышения инвестиционной привлекательности украинского маршрута подготовлены два проекта указов Леонида Кучмы -- о льготном режиме налогообложения предприятий-участников и о специальном представителе Президента -- Национальном координаторе проекта транспортировки. Азербайджанцы серьезно подключились к разработке технической документации, а вместе с ними первые практические шаги по созданию украинского маршрута начали поляки. Важную внешнеполитическую поддержку оказывают американцы, которые, между прочим, выделили $1,5 миллиона для технического обоснования проекта.