1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №71 (326) за 17.04.99

"КОГДА АППАРАТ ОТДЕЛИЛСЯ, МЫ... ВЗДОХНУЛИ СПОКОЙНО И ПОШЛИ ПИТЬ"

Ракетчики -- народ не словоохотливый. Чтобы вызвать их на откровенный разговор, нужен неординарный повод. Например, такой, как пуск ракеты по программе "Морской старт". Мы еще, пожалуй, не осознали до конца всю важность этого события.

"НАМ НЕ ПЛАТИЛИ, НО МЫ РАБОТАЛИ, КАК ПРОКЛЯТЫЕ"

Станислав Конюхов, генеральный конструктор ГКБ "Южное": "Морской старт" смело можно поставить в один ряд с полетом Юрия Гагарина на "Востоке-1". Мы по сути открыли новый путь в космос для стран, которые не могут иметь свой космодром. К таким странам относится и Украина. Появилась возможность выводить спутники на такие орбиты, на которые запуск ракет возможен только с экватора. Кроме того, запуск с экватора решает проблему с первой ступенью -- не надо больше думать о том, куда она упадет.

Уникальность проекта и в том, что комплекс полностью автоматизирован. За два с половиной часа до пуска мы смогли убрать со стартовой площадки всех людей. "Зенит", собственно, и выбрали в основном из-за полной автоматизации. Заказов много. Контракты уже подписаны и подписываются".

Юрий Алексеев, генеральный директор ПО "Южмаш": "О масштабах события может сказать один факт. Когда ракета оторвалась от стола, она сильно раскачала платформу. Платформа колебалась в течение 15 минут. Это кажется невероятным. Ведь вес ракеты -- 500 тонн, а вес платформы -- 46 000 тонн. Наука еще не совсем понимает, что мы сделали.

Сейчас идет подготовка к отправке следующих двух ракет. Скоро в Днепропетровск приедут их принимать. 15 августа мы запустим ракету уже не с макетом, а с настоящим спутником.

Экономический эффект все уловили сразу. Американцы -- быстрее всех. Они создают плавучий остров для космических пусков. Длина -- около 1 км, ширина -- 150 метров. Норвежская кораблестроительная компания "Кварнер" уже получила подряд. Вообще-то мы предполагали получать дивиденды от проекта через 3--5 лет. Но проект возрос в цене в 2,5--3 раза, то есть дивиденды пойдут только лет через 8--10. И наши 15% там будут."

Станислав Конюхов: "У истоков "Морского старта" стоял Леонид Данилович Кучма. Он еще в середине 70-х работал над научно- исследовательской разработкой "Плавучесть". В 75-м мы выступили с предложением создать плавучий космодром на базе катамарана, построенного в Ленинграде. Но в то время были Байконур и Плесецк. Поэтому финансирование плавучего космодрома не шло -- кому он был нужен?

К схеме "Морского старта" мы пришли в совершенно других условиях и в другой команде. Корпорации "Боинг" и "Кварнер" вложили в СП соответственно 40 и 25 миллионов долларов. Что мы с "Южмашем" могли вложить? Только собственный труд. Как говорили американцы, вы свои деньги внесли потом. И действительно, нам не платили, но мы работали как проклятые. Доля КБ в проекте -- 5%, доля завода -- 10%. Но главное не в этом. А в том, что есть работа и перспективы".

О "МОРСКОМ КРУИЗЕ", РАЗНИЦЕ ВО ВРЕМЕНИ И ГЕНЕРАЛАХ В ШТАТСКОМ

Анатолий Агарков, заместитель генерального конструктора ГКБ "Южное": "С ноября и по конец марта все работали в плотном режиме, зачастую круглосуточно. Выходных не было. Впрочем, вру: был один -- в новогоднюю ночь. Руководитель проекта от американской стороны Беймут Эшли потом мне признавался: "Анатолий, я переживал за ваших людей. Думал, они просто не выдержат". А еще в море... Очень сложно. Но когда мы возвращались, американцы пошутили. Сказали, что за удачный пуск ракеты полагается премия -- кругосветный морской круиз. Все дружно отказались".

Александр Науменко, заместитель генерального конструктора ГКБ "Южное": "Ну, на условия работы грех жаловаться. Они были гораздо лучше, чем на Байконуре. Режим там примерно такой же, а условия... В байконурской гостинице -- температура окружающей среды. На улице плюс 30 -- и в гостинице примерно так же".

Анатолий Агарков: "Нам пришлось бы очень сложно без поддержки с "большой земли". Было четыре канала цифровой телефонной связи с Днепропетровском. В "Южном" анализировались все ситуации, которые возникали у нас. Разница во времени -- 10 часов -- даже помогала. На экваторе вечер, а в Днепропетровске -- утро, задаем вопросы. А к утру, когда в Днепропетровске вечер, получаем ответы.

Ситуации возникали разные... Наверное, уже можно об этом рассказывать. Мы проводили пробную установку ракеты. Естественно, незаправленной. Ставим, и вдруг начинают расходиться захваты. Я онемел. Вы понимаете, что это значит? Волны были до трех метров, а норма для установки -- два с половиной. Кроме того, ветер. А ракета пустая, легкая. Очень большая вероятность, что упадет. Слава Богу, оператор быстро исправил ситуацию, а потом уже не снимал руки с нужной кнопки.

Пуском руководили два наших генеральных из порта Лонг-Бич. Естественно, управляли и с американской стороны. Но американцам информацию давали дозированно, без подробностей. А Конюхову и Алексееву мы подробно излагали, что происходит. Они мгновенно анализировали и передавали нам указания и информацию. А мы уже пересказывали остальным. После пуска американцы восхищенно говорили: "Ваши руководители -- настоящие генералы!"

"ЗА МИНУТУ ДО ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ... ПРЕРВАЛАСЬ СВЯЗЬ. МЫ ОЦЕПЕНЕЛИ"

Станислав Конюхов: "Обстановка была напряженной. Человек 500 гостей, уйма французских корреспондентов. Ведь французский "Ариан" -- наш серьезный конкурент. Достаточно сказать, что когда Мировой банк выделял кредит в 100 миллионов под "Морской старт", против голосовали только французы и японцы. Понятное дело, как только какой-то тревожный сигнал, какая-то заминка -- они мотают на ус. А все остальные в шоке".

Юрий Алексеев: "В Лонг-Бич творились интересные вещи. Вот прозвучала команда: "Отойти установщику!" -- вздохнул с облегчением московский конструктор. Его узел сработал нормально. Потом слышим -- в зале движение. Бегут к норвежцу, такому плотненькому мальчику, обнимаются. Мы не поймем, в чем дело, а оказывается, закрылись ворота и крыша, значит, и его узел нормально сработал. Ракета ушла со стола -- вздохнули наземщики. А мы все сидим. Обтекатель сошел -- американцы стали целоваться. Мы со Станиславом Николаевичем сидим. Две ступени отработали нормально. И тут за минуту до выключения двигателя третьей ступени прервалась связь. Мы все оцепенели. Прибежали американцы нас успокаивать. Мол, по спутниковой все узнаем. И действительно, с платформы позвонили в центр управления НПО "Энергия". Там сказали, что есть второе включение и до выделения аппарата осталось семь минут. И только когда аппарат отделился, мы со Станиславом Николаевичем вздохнули спокойно и пошли пить".

О ПОТЕРЯХ И УРОКАХ

Юрий Алексеев: "В прошлом году мы уронили 12 американских спутников на первом пуске "Глобалстар". Для КБ и завода это был большой удар. И то, что мы потеряли в моральном плане, намного серьезнее, чем финансовые потери. КБ и завод несколько дней были просто в шоке. Ведь план "Глобалстар" был построен так, что в конце прошлого года мы должны были уже получать деньги от эксплуатации спутников. Сегодня система "Глобалстар" не развернута и будет комплектоваться российскими и американскими ракетами. Но есть и польза. Тщательная работа комиссии по расследованию причин аварии колоссально помогла нам и позволила успешно запустить "Морской старт".

Станислав Конюхов: "Мы нашли причину аварии, поняли, какой прибор отказал. Но почему он отказал, нам установить не удалось. Поэтому обвинять кого-нибудь мы не вправе. Чтобы не оттягивать программу на неопределенный срок, компания "Лорал" заказала ракетоносители в России. Они собираются построить систему эксплуатации, потом вернуться к вопросу использования наших ракет, дабы решить задачу к концу этого года. С "Лорал" у нас отношения не портятся. По крайней мере, поздравление от них по поводу "Морского старта" мы получили. Но есть уже другой заказчик, тоже американская фирма".

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ МЫ, НЕ СТАВИМ РЕЛЕ ОТ РАКЕТ НА ВОДОНАГРЕВАТЕЛИ

Станислав Конюхов: "Сейчас мы работаем над "Циклоном". Ракета очень перспективная. И что самое главное -- надежная. 102 пуска с Байконура, 117 -- с Плесецка, и ни одной аварии. Только четыре отклонения от заданного курса. В апреле предстоит запуск ракеты "Днепр", созданной на базе "Сатаны" -- СС-18. Планируем вывести с ее помощью английский спутник. Модернизируем спутник "Сич", вместе с Россией делаем два космических аппарата для исследования Солнца и солнечно-земных связей. И, наконец, совместно с "Фиат-авиа" готовим проект запуска ракеты с экваториальной точки в Бразилии. Там есть и космодром, и инфраструктура. Это произойдет, скорее всего, в 2001 году".

Юрий Алексеев: "Конечно, многих волнует вопрос о том, стоит ли продолжать развитие космонавтики, можем ли мы это себе позволить. Но вот, например, Индия работает над ракетной установкой, а у нее из 800 тысяч населения 600 тысяч -- нищие. Только одно скажу: в вопросах использования космических исследований в народном хозяйстве мы пока что стоим на уровне неандертальцев. Я вот купил итальянскую газовую колонку. Она работает круглые сутки, выключается сама. Стал разбираться, а в ней стоят точно такие же реле, как в боевой ракете СС-18. То есть итальянцы ставят космические штучки на бытовую технику. А мы дальше ракет не пошли. Опять же, американцы потратили на программу исследования Луны 25 миллиардов. Много. Зато появилась сотня химических соединений, например гипсокартоны, которые незаменимы в промышленности. Во Франции космическую съемку заказывают... фермеры! Дело в том, что если виноград начинает портится, раньше всех это может увидеть спутник. Мы пока что в этом вопросе отстаем, потому что всегда были настроены на производство боевых ракет. Сегодня новые времена..."