Выпуск газеты Сегодня №42 (297) за 05.03.99
НАТАЛЬЯ ГУНДАРЕВА: "Я ИГРАЛА БЫ РОЛЬ БРОНЕПОЕЗДА"
-- Вам удается сочетать работу в Театре Маяковского и антрепризах?
-- Если бы не режиссер Валера Саркисов, я бы отнеслась к этому иначе. И если бы не Армен Джигарханян. Все-таки, я привыкла к своему театру и избалована им, в хорошем смысле. Вот Женя Симонова, узнав о моей травме, сказала: "Передайте Наташе, что я готова любой свой спектакль поставить заменой, лишь бы только она не играла, потому что она сумасшедшая, она выйдет играть и будет хуже с ногой".
-- После перелома Киев будет у вас ассоциироваться с неприятностями...
-- Я очень люблю этот город, но он у меня действительно с печалями связан. Однажды я приехала сюда на гастроли и вела такую, как говорит героиня Лескова, "прекратительную" жизнь: гуляла все время, ела фрукты, похудела килограммов на пять. А в результате со мной случился гипертонический криз прямо на спектакле "Виктория!" После этого мы сюда приехали через год -- и было девять дней, как умер мой папа. Грустный для меня город, но я очень его люблю.
-- Гончаров поставил для вас "Театральный романс" по Алексею Толстому...
-- Это не пьеса, написанная Толстым, а инсценировка нескольких его рассказов. Когда прозу пытаются переложить на драматургию, она очень много теряет. Я была поражена, когда за эту работу получила "Хрустальную Турандот" как за лучшую женскую роль сезона. Даже спросила: "А что, у нас за год ничего более интересного не было?" А мне говорят: "Вы там совсем другая".
-- И за кинороли вас четырежды называли лучшей артисткой года. А телесериал "Петербургские тайны" получил премию ТЭФИ.
-- Из того материала, который мне предлагали в последнее время, этот -- самый интересный. Крестовского мало знают, хотя Достоевский завидовал его роману "Петербургские трущобы", по которому поставлен фильм.
-- Критика считала вашей лучшей театральной ролью Катерину Измайлову. А в кино у вас была роль такого масштаба?
-- Кино все-таки требует меньше сил. Просто там другие условия -- более доступные для актеров, которые на сцене мало что могут. Какие бывают разочарования, когда люди видят своего любимчика или любимицу на сцене!.. Вот покойный Смоктуновский что в кино, что в театре -- оторваться невозможно!
-- Кстати, о Смоктуновском. Вы написали его портрет, когда он сыграл Гамлета. Продолжаете заниматься живописью?
-- Нет, что вы, я не умею рисовать, это был единственный портрет. Я, правда, рисую цветы акварелью, но они такие абстрактные. Мне просто нравится водить кистью по бумаге. К сожалению, Смоктуновский портрета не видел. Когда мы встречались, я говорила: "Я обязательно покажу вам портрет". Так в жизни всегда бывает: все откладываешь на потом, а "потом" никогда не наступает... Возвращаясь к вашему вопросу, я вспомнила, что в кино у меня все-таки была одна по-настоящему драматическая роль, за которую я "Нику" получила -- роль алкоголички в "Собачьем пире".
-- Когда вы говорите о своей работе, у вас так загораются глаза! Как получилось, что вы поступали в строительный институт и даже два года работали чертежницей?
-- Мне кажется, что я была бы неплохим инженером-проектировщиком, а может быть, даже и архитектором. Мне нравилась такая работа -- я вообще по природе созидатель. Но решила, сдавая экзамены в строительный, еще в чем-то попробовать себя. В Щукинское училище можно было пойти на первые два тура без документов. Я думала, что с двух туров срежусь, но поступила. А после окончания мне предложили на выбор Театр Вахтангова, МХАТ, Театр Маяковского и "Современник". Я выбрала Театр Маяковского. С тех пор прошло 26 лет -- и я ни разу не пожалела о своем выборе профессии и театра.