1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №150 (405) за 13.08.99

КАНАДСКИЙ "ГЕРКУЛЕС" ПОСНИМАЛ НАШИ АЭС

Украинские военные летчики и специалисты Центра верификации Генерального штаба Вооруженных Сил многократно командировались за рубеж для осуществления контрольных полетов в рамках Договора об открытом небе. И не раз уже представители других стран выполняли такую же миссию в Украине. Позавчера с военной площадки аэропорта Борисполь взмыл в воздух самолет ВВС Канады С-130 "Геркулес"...

Накануне Канаду посетили наши военные верификаторы, производившие аэрофотосъемку территории этой страны. Теперь -- ответный визит. Как рассказал перед стартом руководитель миссии Стив Робертс, в прибывшую группу проверяющих входит шесть канадцев и двое американцев. Последние, кстати, в минувшем году прилетали в Киев на своем С-135 и даже взяли всех желающих журналистов в свой полет.

В этот раз "Геркулес" оказался маловат, чтобы уместить еще и телерадиогазетную братию, поэтому мы напросились в самолет сопровождения Ан-30 эскадрильи "Блакитна стежа". Комэск Анатолий Пугачев охотно взял на борт спецкора "Сегодня", предупредив, что в воздухе пробудем около пяти часов.

Некоторую пикантность событию придавал, безусловно, тот факт, что тренировочный полет над Украиной проходил в день солнечного затмения. И мы, "паря" впереди "Геркулеса" на удалении от 60 до 100 километров, правда, почти с пятикилометровой разницей в высоте, могли наблюдать уникальное явление, что называется, прямо с небес. Согласитесь, такая удача выпадает нечасто.

Но я отвлекся. Основная задача заключалась, понятно, совсем в другом. Канадцы и их коллеги не больно откровенничали о предмете своих воздушных исследований, признались об этом уже после посадки. Но мы предварительно разузнали: более всего среди важнейших военных и гражданских объектов по маршруту следования их интересовали армейские полигоны, в том числе действующие ракетные точки, и атомные электростанции. Своего рода, экологический мониторинг с воздуха.

"Геркулес" шел на высоте примерно 1500 метров, что позволяло фиксировать объекты с большой разрешающей способностью. Надо заметить, что, в отличие от Ан-30, большинство задействованных в рамках программы "Открытое небо" западных самолетов не имеет даже иллюминаторов. Контроль и аэрофотосъемки осуществляются с помощью бортовых компьютеров, а полученные данные выводятся на установленные в салоне цветные дисплеи. У экипажей "Блакитной стежi" принципиально иная система: наблюдатели отдают предпочтение визуальному обзору, фотосъемка производится через специальное "окно" в днище машины, с применением подвижного прицела. При этом достигается высокое качество работы. Так, когда пару лет назад экипаж Ан-30 осуществлял контрольный полет над территорией США, и там же были расшифрованы снимки, сделанные над мысом Канаверал, американцы ахнули: "Это непостижимо!"

...Пока движемся на север, земля хорошо видна, под нами ни единого облачка. И Деснянский военный полигон, который, конечно же, снимают летящие за нами канадцы, просматривается как на ладони. Но вот на подлете к Чернобыльской АЭС уже появляются перистые облака, позднее полностью закрывшие землю пушистым белым одеялом -- впечатление такое, будто летим над Арктикой.

Левое кресло Ан-30 по праву командира занимает Анатолий Пугачев. Он поддерживает постоянную связь и с диспетчерами, и с экипажем "Геркулеса", выполняя одновременно функции лидировщика. Наша высота 6300-6500, скорость 300 километров в час.

Пробираюсь к прицелу, у которого колдует наблюдатель Александр Роздобудько -- можно одним глазком взглянуть? Нет вопросов -- сколько-угодно. Пристраиваюсь к окуляру, вижу очертания ангаров военного аэродрома, истребители, замершие на стоянках. Этот объект тоже не пропустят те, кто летит в "Геркулесе"...

Овруч, Острог, Умань, Первомайск -- города, городки, поселки, поля, реки, дубравы и снова поля проплывают под нами как кадры замедленного кино. Время от времени не забываем поглядывать через засвеченную пленку на солнце и замечаем, наконец, как постепенно исчезает его краешек. Мой отец, всю жизнь проработавший инженером-геодезистом, предложил прихватить с собой специальную затемненную насадку для теодолита. Через нее очень удобно наблюдать, как солнечный диск мало-помалу превращается в логотип известной компьютерной фирмы, имитирующий надкушенное яблоко.

А тем временем внизу под нами уже Николаевская область. Раньше она сплошь и рядом была режимной, кое-что из былой славы осталось и сегодня. Например, пусковая площадка зенитно-ракетного комплекса, дожидающийся своей очереди крейсер... Наверняка их не оставляют без внимания и канадские наблюдатели.

Хмельницкая и Запорожская атомные станции сверху напоминают каких-то монстров, столь они громадны и впечатляющи... Слегка "захватываем" Никополь, Днепропетровск, идем на Харьков, срезаем угол и потом уже почти по прямой приближаемся к Борисполю.

То ли от затмения, то ли от усилившегося ветра приземляемся очень жестко, самолет порывами буквально сносит с ВПП, но пилоты -- асы опытные, сажают машину уверенно. Вот она резво бежит по полосе, заруливает на стоянку, стихает рев двигателей, и мы спускаемся по трапу.

Через несколько минут после нас садится "Геркулес". Канадцы говорят, что поставленная задача выполнена, хоть и не на сто процентов: облачность помешала сфотографировать все обозначенные объекты. Что получилось, покажет расшифровка данных. Ею займутся в Канаде и сюда пришлют копию. Дабы убедиться: все, что делается в Украине, соответствует договоренностям в рамках программы "Открытое небо".

...В ближайшие дни наши верификаторы отправятся в Великобританию и проверят, насколько можно доверять англичанам.