1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (195) за 07.10.98

НА КАПРИЗЫ ЗИМЫ ТРАНСПОРТ ГОТОВ ОТВЕТИТЬ СВОИМИ КАПРИЗАМИ

Помните, читатель, как вы общественным транспортом добирались на работу в прошлом декабре, когда столбик термометра падал за минус 30?! Вот-вот, даже дрожь пробирает... А какие злоключения ожидают пассажиров, если приближающаяся зима тоже задумает нехорошо капризничать?

Мой разговор с главными транспортными начальниками столицы -- Францем Гораем (городское автобусное объединение) и Станиславом Бейкулом ("Киевэлектротранс") -- начался с того, что оба они в один голос пожаловались: в проекте госбюджета на следующий год не заложено ни копейки дотаций на общественный пассажирский транспорт. Правда, есть махонькая надежда, что после доработки этого проекта правительством какие-то копейки и появятся... Но надеяться на серьезную помощь вряд ли стоит.

-- С начала нынешнего года мы получили из бюджета всего полтора миллиона гривен, -- рассказывает Франц Горай. -- Доход от платы населения за проезд составляет 3 миллиона гривен в месяц, а ежемесячный дефицит денег в нашем хозяйстве -- около полутора миллионов гривен. И если производственную базу предприятий все-таки удалось подготовить к холодам -- то есть крыши починить, площадки заасфальтировать, -- то с подвижным составом еще проблем и проблем!

По словам Франца Михайловича, именно хронический недостаток денег не позволяет прикупить к зиме несколько тысяч покрышек, аккумуляторы, запастись в достаточном количестве керосином... Если, не дай Бог, опять будут морозы, как в минувшую зиму, то не исключено, что, как и тогда, на маршруты ежедневно не будут выходить 200 и более машин (приблизительно пятая часть всего подвижного состава). На Украине нет и никогда не было так называемого "зимнего", то есть более жидкого, топлива, и в трескучие морозы его обычно приходится разжижать керосином, причем в минувшем декабре в самые-самые холодные дни в каждые 100 литров топлива добавляли до 40 литров керосина. Только так оно "не схватывалось", и автобусы могли выезжать на маршруты.

Но самое страшное нынче в автотранспортном хозяйстве столицы -- даже не острая нехватка керосина и не "лысые" покрышки, а сами автобусы. Почти 80% всех "Икарусов" отъездили положенный им срок, но, увы, продолжают пыхтеть по киевским улицам. Потому что им нет замены. В нынешнем году город и автопарки сподобились приобрести 57 ЛАЗов, да и то в основном благодаря... собранию банкиров. А о новых "Икарусах" никто уже и не мечтает. Да что там новые -- 22 капитально отремонтированных "Икаруса" застряли на подворье Днепродзержинского авторемзавода, потому что нет в Киеве денег, чтобы выкупить свой транспорт. До скачка доллара сумма "выкупа" равнялась 2,5 млн. гривен, теперь же, скорее всего, за эти деньги автобусы уже и не отдадут. Г-н Горай не рискнул назвать положение катастрофическим, зато автотранспортники рангом пониже были более откровенными и назвали все, как говорится, своими именами...

В трамвайно-троллейбусном хозяйстве дела не лучше. Но к изношенности состава, проблемам со смазкой, подходящей для зимы, с запчастями и шинами добавляются и чисто специфические. Как и чем вовремя ремонтировать трамвайные пути, где достать деньги на замену километров (!) износившейся контактной сети. Как наконец рассчитаться с двумя киевскими военными заводами, взявшимися было за капитальный ремонт троллейбусов? Станислав Бейкул, директор "Киевэлектротранса", сразил меня своим оптимистическим прогнозом. Даже несмотря на то, что трамваев и троллейбусов в городе стало за год на несколько десятков меньше, Станислав Петрович пообещал: зимой в рабочие дни на маршруты будет выезжать столько же трамваев и троллейбусов, сколько и сегодня, то есть соответственно 400 и 410. "Секрет" своего оптимизма в столь пессимистическое время г-н Бейкул раскрыть отказался. Впрочем, я и не настаивала: главное ведь для нас, пассажиров, -- чтоб транспорт был на ходу. Правда, если мне не изменяет память, то еще года два-три назад на ходу ежедневно были тысяча, если не больше, трамваев и троллейбусов вместе взятых...

Пассажирам остается утешаться тем, что наш парламент, а за ним и городская власть, обещают сохранить стабильную -- в 30 копеек -- стоимость проезда в метро, автобусе, троллейбусе и трамвае. До конца нынешнего года -- уж точно.