1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (198) за 10.10.98

МОЦАРТУ -- ЧУЖОЙ АНГЕЛОЧЕК, БЕТХОВЕНУ -- ОБЕЛИСК

...В погожий декабрьский день 1791 года хоронили Вольфганга Амадея Моцарта, не дожившего 56 дней до 36-летия. За гробом шли его любимый ученик Франц Зюсмайер, композитор Антонио Сальери, несколько известных господ. Согласно правилам, композитора погребли в общей могиле загородного кладбища Св. Марка. И только благодаря сторожу, знавшему, кто такой этот Моцарт, известно место его захоронения -- хранитель кладбищенского покоя принес обломок колонны со скорбящим ангелочком с чужого надгробия.

Будучи в Вене, решил поклониться праху великого композитора и других знаменитостей. Была суббота, палило солнце, город опустел, и только в старой его части бродила туристическая братия. Трамвай 71-го маршрута за десять минут довез меня до цели. Нахожу улочку Леберштрассе и под № 6 -- маленькое кладбище Св. Марка, оказавшееся теперь в центре городской цивилизации. С одной стороны кладбищенской стены -- каменный полутуннель, по которому грохочет электричка, с другой -- буквально нависает автодорожный мост и примыкают жилые многоэтажки. У входа встречает ручной горный павлин и словно приглашает на аллею, усыпанную гравием. Под кронами старых деревьев -- заросшие травой и кустами полуразрушенные надгробия со стертыми надписями.

Могила Моцарта -- чуть левее от центральной аллеи. С волнением подхожу к маленькому холмику в розовых цветочках, над которым возвышаются такие знакомые по фотографиям обломок колонны и ангелочек. Все, как и 207 лет тому назад. Вокруг пышные кусты сирени и старая сосна. Даже пение птиц -- как мелодия из "Волшебной флейты". Показалась группа японских туристов. Один господин, явно почитатель творчества гения, совершил вокруг могилы несколько ритуальных кругов и опустился на колени.

Центральное венское кладбище -- это расположенный в парковой зоне огромный, идеально ухоженный город мертвых, целый музей роскошных надгробных скульптур и памятников, гробниц и склепов. Центральная аллея больше похожа на проспект, от которого расходятся улицы. Здесь покоятся многие поколения жителей столицы когда-то могущественной Австро-Венгерской империи.

Многолюдно. Ищу захоронения композиторов, ориентироваться помогают таблички-указатели. Пантеон знаменитостей представляет собой полукруг могил с надгробными памятниками из белого или серого мрамора. Франц Зуппе, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Иоганн Штраус, Иоганнес Брамс... Первым из них был предан земле Бетховен, ушедший из жизни 26 марта 1827 года. Известная акварель художника Штебера изображает пышные похороны мастера. На огромной площади -- море людей, венский эскорт, факельщики, кареты... Примечательно, что одним из факельщиков траурной церемонии был Франц Шуберт, не ведавший, что через год будет покоиться рядом с Бетховеном. Могила Бетховена -- самая скромная из окружающих. Белоснежный обелиск увенчан золотыми бабочкой и лирой, внизу на пьедестале -- изречение на немецком языке. Цветы и ограда.

Самый пышный и несколько фривольный -- памятник Штраусу-сыну. Вместе с королем вальсов покоится его супруга Адель, пережившая мужа на 31 год. Веселая жизнь маэстро отражена и в мраморе: два обнимающихся купидончика, третий пиликает на скрипке, а полуобнаженная нимфа перебирает струны арфы.

Посередине этого небольшого пантеона -- бронзовая фигура скорбящей женщины: памятник... Моцарту, своеобразный символ, возглавляющий и объединяющий музыкальных гениев прошлого.