1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (146) за 29.07.98

ПРОСТО МОНТСЕРРАТ

Ее можно было бы назвать царицей -- осанка, гордая посадка головы, удивительно естественное чувство достоинства, изысканность всех деталей внешности -- если бы не потрясающий взгляд завораживающих черных глаз. В них нельзя не утонуть, от них трудно оторваться, они просто околдовывают -- и тут вступает голос. И уже не нужно больше ничего...

Королева оперы изъявила желание встретиться с журналистами, очевидно для того, чтобы познакомиться поближе. И проделала это блестяще. Она вошла, опираясь на палочку -- маленькая, чем-то напомнившая сразу многих певиц: ростом Зою Христич и Елизавету Чавдар, хромотой -- Соломею Крушельницкую, и вместе с тем абсолютно неповторимая, располагающая к искренности. Неизменная прическа "а ля Чио-Чио-сан", тщательно продуманный наряд и украшения, да к тому же еще и веер, в общем, все -- на уровне. При полнейшем отсутствии апломба и признаков "звездных" манер. Стало сразу ясно, что мы присутствуем при королевском выходе к народу. В ее свите -- обладатель первой премии миланского конкурса вокалистов Хавьер Паласио, две очаровательные молодые певицы Елена Макарова (дочь Елены Образцовой) и Монтсеррат Марти ( дочь Самой Монтсеррат), а также маэстро Хосе Колладо. Правда, их миссией остались лишь присутствие при общении, обворожительные улыбки и глубокомысленные взгляды.

Самая большая похвала для оперной дивы -- это обращение просто по имени, как в детстве, которое ей и сейчас приятно вспоминать, несмотря на трудную жизнь и невзгоды. С именем Монтсеррат связана история ее рождения: Санта-Мария де Монтсеррат благословила мать чудесной девочкой, и с тех пор судьба неоднократно проявляла свою благосклонность к избраннице девы Марии. Годы ученичества -- самые счастливые в ее жизни, именно тогда она спела свои лучшие партии, а все, что делала -- с огромным энтузиазмом, было отмечено священной любовью к музыке. Вспоминая об этом сегодня, она говорит, что это время можно сравнить только с подготовкой к свадьбе -- когда невеста только собирает в приданое все лучшее. А успех -- это уже как замужество (очевидно, к нему так же быстро привыкаешь...) Потом -- длятся чудесные минуты и прекрасные моменты, как в семейной жизни. Кстати, в собственной она счастлива: познакомились с мужем во время пения, и теперь стремятся лишь к миру и покою вместе. (Хотя и идет молва о том, что сеньор Марти не любит, когда примадонна распевается дома. Сообщение об этом вызвало непосредственный смех эмоциональной испанки.)

Всем известная страсть певицы к путешествиям удивительно сочетается с трепетным отношением к музыке: для нее это -- родной очаг, в котором проходит жизнь. И если удается приобщить к нему еще и публику, передав ей все свои чувства, это хорошо. Сочетание в ее жизни классического искусства и рок-музыки произошло естественно, и теперь Монтсеррат убеждена в том, что они будут жить и развиваться по своим законам, идти -- каждая своим путем. Ей посчастливилось благодаря работе с Фреди Меркюри "открыть двери в музыку молодых, перебросить мост к пониманию этого поколения. Нельзя смеяться над артистической душой музыканта -- в каком бы жанре он ни работал. У каждого -- глубокая духовная жизнь, и относиться к "инакомыслию" нужно с уважением."

Программу своего европейского турне Монтсеррат Кабалье начала готовить 15 июня, и до декабря будет представлять ее публике. Вместе с нею в концертах выступают молодые артисты, которым выпало счастье петь и в дуэте с королевой. Музыка Бизе, Пуччини, Оффенбаха и Сарасабаля, Вангелиса и испанских композиторов -- подарок для меломанов, которым будет о чем порассказать... Над своим новым проектом "2000" Монтсеррат работает вместе с дочерью.

Певица хранит верность своему первому педагогу и теперь пришла к убеждению, что лучший учитель для вокалиста -- он сам. Если есть основы техники, то продолжая заниматься, следуя первым урокам, можно совершенствоваться. В зеркале "школы" прекрасно отражаются все достоинства и недостатки, а если со временем изображение "мутнеет", волшебное стекло можно и помыть. "Артисты счастливы в искусстве, как в семье. Творчество преображает: просто надо хорошо выучить и сделать."

А по поводу своего "учительства" -- за десять лет было всего два мастер-класса. "У меня есть ученица с исключительными вокальными данными. Таланту нужно протянуть руку -- думаю, что любой другой певец сделал бы то же самое".

Сегодня у синьоры Кабалье конкурентов уже нет, как нет непокоренных вершин в творчестве. Ей могли противостоять, по ее словам, лишь три сопрано: Мария Каллас, Рената Тебальди и Джоан Сазерленд. "Когда я начала свою карьеру, ушли Каллас и Тебальди, а сейчас мою эпоху представляют Ренато Скотто и Мирелла Френи. Пожалуй, конкуренцию могут составлять только эти молоденькие, красивые и такие худенькие (!) девушки". Она теперь для них -- крестная мать в музыке, испытывающая настоящую радость от каждого успеха. "Это в духе моего образа жизни -- мне очень нравится петь с молодежью. Когда звучат молодые блестящие голоса, это придает сил. Люблю музыку и живу в ней". Вполне вероятно, что со временем, в ответ на известное трио теноров, она создаст и свое -- сопрановое. А почему бы и не с Монтсеррат Марти и Еленой Макаровой?

Свой голос прекрасная Монтсеррат слышит изнутри, и как ни странно, иногда ей даже казалось, что он принадлежит не ей, настолько трудно, видимо, привыкнуть к совершенству своего бельканто. Любимый композитор -- однозначно Рихард Штраус ( несмотря на то, что диве принадлежат титулы непревзойденной исполнительницы музыки Беллини и Верди). В Севилье она исполняла все оперы Штрауса. "Я считаю его последним романтиком уходящей романтической эпохи. Естественно, в его творчестве такие контрасты, что в свое время это было для меня исчерпывающей новизной. Он нравится мне и сейчас этим богатством. По крайней мере те партии, которые мне удалось исполнять, -- Арабелла, Кавалер Розы, Каприччио, Саломея -- убеждают: это -- композитор, который умеет не только понять, но и выразить в музыке все чувства и мысли -- высокие и глубокие."