1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (280) за 10.02.99

СЛУХИ О ПОДОРОЖАНИИ ПРОЕЗДА В МЕТРО НЕ ЛИШЕНЫ ОСНОВАНИЙ

По Киеву, как и в первые недели кризиса, снова поползли слухи о скором подорожании проезда в метро. С соответствующим вопросом корреспондент "Сегодня" обратился к начальнику столичного метрополитена Николаю Балацкому.

Николай Балацкий
-- В любом случае о возможном подорожании можно говорить не раньше, чем Конституционный суд решит судьбу парламентского постановления о моратории на повышение коммунальных тарифов. Не скрываю, мы надеемся, что суд поддержит Президента и отменит этот мораторий.

-- И какой возможен новый тариф?

-- Не больше 50 копеек. К тому же мы хотели бы использовать опыт Москвы, поднявшей после обвала рубля разовую стоимость проезда, но сохранившую старые цены на месячные проездные. Только попрошу граждан не создавать у касс панику: если цена вырастет, в оборот войдут новые жетоны зеленого цвета, так что закупать килограммами старые нет никакого смысла.

-- Ваше прошлогоднее исследование показало, что 35% пассажиров ездят бесплатно, по всевозможным "корочкам". Вы не пробовали занять более активную позицию в отношении сокращения числа льготников -- они же разоряют вас, а теперь, очевидно, сыграют роль в повышении стоимости проезда?

-- Мы много лет всячески добиваемся отмены льгот. И все равно бесплатно ездит милиция (даже если "не при исполнении"), пожарные, ветераны войны и труда (это самая большая категория). Чернобыльцы -- ликвидаторы первой и второй категорий тоже пользуются правом бесплатного проезда. Минчернобыль должен компенсировать метрополитену их перевозку -- около 5,7 млн. грн. в год. На деле же в позапрошлом году перечислен 1,9 млн., а в прошлом -- и вовсе 900 тысяч: 15% от положенного. Весьма накладно "катать" за полцены десятки тысяч студентов -- за них тоже не торопятся рассчитываться. Более того, до сих пор нам даже не представили методику компенсации за них, хотя Минтранс, Минфин, Минтруда и другие ведомства должны были подготовить ее еще к 1 января. В результате теряем еще полмиллиона гривен в месяц. Зато льготы великодушно отменили... народным депутатам, которые давно забыли, как вообще выглядит метро внутри.

-- А если должники все же быстренько расплатятся -- можно будет надеяться на сохранение 30-копеечного тарифа?

-- Разве что на непродолжительный срок. У нас тариф не повышался с 1996 года, а ведь за это время столько изменилось! Кстати, в Москве уже в первые дни кризиса проезд подорожал с двух до трех рублей, а с 1 января -- до четырех. Да что Москва: в Днепропетровске, где всего шесть станций метро, жетон стоит 40 копеек... До сих пор у нас задолженностей -- от оплаты электроэнергии до отчислений в Пенсионный фонд -- не было. А ведь за то же электричество после падения курса гривни приходится платить в месяц на миллион больше. Никто эти деньги метрополитену не компенсирует. Вдобавок подорожал и подвижной состав, и запчасти -- в общем, все необходимое для работы. И если прошлый год удалось прожить более или менее нормально, то нынешний для метрополитена начался крайне сложно. За последние годы ровно вдвое уменьшился выпуск на маршруты наземного транспорта, что повлекло небывалое нашествие в подземку все тех же льготников... Чтобы сохранить тариф на нынешнем уровне, необходимы огромные дотации, вероятность получения которых крайне низка.