1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (140) за 21.07.98

ИЮЛЬСКИЙ "САМОЛЕТОПАД"

Не успели мы оправиться от шока, вызванного катастрофой в Эмиратах, как на голову свалилось новое известие -- четыре дня назад при заходе на посадку упал еще один украинский "Ильюшин", летевший из Болгарии в Эритрею.

Ил-78, по предварительным сведениям, вез на борту оружие (которое летчики, во избежание лишних вопросов, называют "апельсинами"). Сам по себе такой факт еще не является криминалом -- если, конечно, при этом соблюдаются некоторые формальности.

"Украинская авиационная транспортная компания", владелец самолета, могла бы ответить, по крайней мере, на несколько вопросов. В частности, имел ли экипаж "борта" UR-76415 официальное разрешение службы авиабезопасности на полеты в район, куда следовал, каким именно был характер перевозимого груза, прошли ли члены экипажа соответствующую подготовку для транспортировки особо опасного груза, каким является то же оружие, когда и где выполнялись регламентные работы по этому самолету.

Еще один очень важный момент. Аэропорт Асмера отнесен к категории высокогорных -- он расположен на высоте 2150 метров над уровнем моря. Вопрос: имело ли право выполнять этот рейс воздушное судно данного типа, для которого предусмотрены ограничения от --300 до + 1800 метров выше уровня моря?!

...Пока на месте работает специальная комиссия по расследованию, рано, конечно, что-либо предугадывать. Однако кое-какие нюансы уточнить следует уже сейчас.

Вчера нам сообщили фамилии погибших летчиков. Имена, к сожалению, известны не все. Командир корабля подполковник Александр Зиновьев, второй пилот Коржаков, штурман-проверяющий Беляев, штурман Букин, бортинженер Мурашов, бортрадист Чаунос, бортоператоры Стучков и Петрунько, авиатехники Павлов и Тищенко. Поскольку рейс фрахтовался авиакомпанией "Эйр София", "апельсины" сопровождал болгарский представитель (возможно, не один, информация проверяется).

Зиновьев, Мурашов и Беляев, по нашим сведениям, до последнего времени были летчиками одного из полков Военно-транспортной авиации, дислоцированного в Запорожье. В силу известных причин, полк расформировали, хотя машины там продолжают базироваться.

Ил-78 практически малоотличим от "семьдесят шестого", разве что использовался ранее только как воздушный танкер, а сейчас выполняет те же функции "грузовика" внутри страны и за ее пределами...

В Асмере работает группа наших наблюдателей во главе с министром по чрезвычайным ситуациям Валерием Кальченко. Это в самом деле только наблюдатели, а не комиссия, как сообщалось ранее некоторыми СМИ. Согласно приложению 13 к Чикагской конвенции ИКАО, комиссия по расследованию причин катастрофы создается властями той страны, на территории или в воздушном пространстве которой случилось авиационное событие. То есть в данном случае украинских специалистов могут привлекать в качестве экспертов, а могут от их услуг и отказаться.

Если факт наличия оружия на борту Ил-78 подтвердится, это будет еще одна мрачная страница в летописи трагедий с украинскими воздушными судами. Вспомним: почти четыре года назад в бывшей Югославии при весьма загадочных обстоятельствах потерпел катастрофу харьковский транспортный самолет -- существует версия, что Ан-26 также был задействован на перевозке оружия. Примерно в то же время и в том же районе обнаружили обломки второго "двадцать шестого", принадлежность его до сих пор не установлена.

Возможно, те самолеты были сбиты ракетами класса "земля--воздух". Отрабатывалась и версия теракта на борту. Официальных данных не обнародовано до сих пор. Очень может быть, что ситуация с замалчиванием заключений комиссии повторится в Эритрее.

Наши источники не подтверждают прозвучавшую в вечерних воскресных выпусках УТН информацию о том, что после случившегося в Рас-эль-Хайме и Асмере отдан приказ о запрете полетов на Ил-76 и Ил-78. Как нам сообщили компетентные лица, подобное ограничение могло коснуться самолетов ВТА, но не распространяется на воздушные суда, арендованные коммерческими и государственными авиакомпаниями.

Перед самой сдачей этого материала в печать мы узнали, что в контракте с "Эйр Софией" была задействована некая фирма-посредник (предположительно "Юнисрум Р", хотя в написании не исключены искажения), на нее-де и будут переведены стрелки. Так это или нет, судить сейчас трудно. Информацию приходится добывать с большими сложностями.

...За одну неделю -- сразу две катастрофы. "Самолетопад" не может не настораживать уже хотя бы из-за тяжелейших последствий, гибели людей. Да и на рынке международных авиаперевозок указанные события повлекли соответствующую реакцию.

Позавчера мне до полуночи пришлось засидеться в авиакомпании ATI, которая арендовала разбившийся в Объединенных Арабских Эмиратах Ил-76. Президент Анатолий Левин сейчас находится в Рас-эль-Хайме, и мы общались с вице-президентами.

Владимир Евтушенко, в частности, опроверг появившиеся в украинской печати ссылки на то, что "борт" UR-76424 якобы был перегружен.

-- Самолет перевозил товары народного потребления -- наши сотрудники видели грузовую ведомость аэропорта вылета, с которой, правда, не разрешили снять копию, -- сказал он редакции "Сегодня". -- Ответственно заявляю вам, что это была бытовая техника, автомобильные аксессуары, канцтовары, искусственная зелень, и я не думаю, что такой груз мог представлять какую-то опасность. Да, на борту находился автомобиль, и кое-кем высказывалось предположение, что, мол, из него мог вытечь бензин, повлекший затем пожар... Но мы же с вами хорошо понимаем -- Мицубиси "Паджеро" -- вовсе не тот автомобиль, чтоб из него вытекало топливо... К тому же, по правилам загрузки четко регламентировано количество топлива, которое должно быть в баках -- на треть меньше... Когда джип грузили, швартовали -- все это не могло не учитываться. Да и у самолета этого очень мощная система кондиционирования...