1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (388) за 21.07.99

КАК РУССКИЙ КАЗАК КАРЭН БАДАЛОВ "ВОРОВАЛ" ГРОБ ЧАРЛИ ЧАПЛИНА

После того, как "Мастерская Петра Фоменко" показала в Киеве "Двенадцатую ночь", где Карэн Бадалов играл Шута, один не слишком сентиментальный критик делился со мной своим потрясением: "Сегодня видел "фоменков". Знаешь, мне хотелось... подойти и прикоснуться к Бадалову. Чтобы убедиться, что это -- реальный человек!"

"В ДЕТСТВЕ Я ПОНЯЛ, ЧТО КИНО -- ЭТО ОБМАН"

Почти все "фоменки" пришли на первый курс ГИТИСа, уже имея высшее образование. Честно говоря, больше всего меня удивило это обстоятельство именно по отношению к Карэну. Никак не верилось, что столь артистичная натура, человек с потрясающей пластикой, мимикой и бархатным голосом мог шесть лет "оттарабанить" (по его собственной формулировке) в Институте стали и сплавов. Слушать запись этого интервью ужасно соблазнительно: нескрываемая ирония и... недосказанность почти в каждой фразе. Четко по Чехову: лучше недоговорить, чем сказать лишнее.

-- Бедная металлургическая отрасль! Какого человека она потеряла в вашем лице!

-- (Серьезно.) Я думаю, приобрела.

-- Как родилась идея вновь стать абитуриентом?

-- Сложно объяснить. Мои друзья очень хотели "в артисты", а я -- за компанию...

-- То есть с детства не мечтали об актерской карьере?

-- Не-ет!!! У меня папа -- кинооператор, работал на студии Горького. Он с детства возил меня на съемки, в экспедиции, и я, наоборот, поклялся, что никогда никаким искусством заниматься не буду. Где-то в возрасте восьми или девяти лет я впервые посмотрел в глазок камеры. Потом глянул, что есть на самом деле, -- совершенно разные цвета! Я понял, что кино -- это обман. Все, больше меня это не интересовало. А потом -- как-то само "выплыло" потихоньку.

-- А ведь к моменту поступления в ГИТИС вы, казалось, уже как-то определились в жизни...

-- Вы знаете, не определился. Потому что надоело мне учиться в Институте стали и сплавов где-то года через полтора. В армию, честно вам скажу, идти не хотелось. Учитывая, что шла война в Афганистане -- вообще никакого желания не было. А там была бронь. Таким образом я потихонечку доучивался и параллельно занимался в студии при Театре пластической драмы Мацкявичуса. А потом понял: если заниматься серьезно, то чем-то одним. Как все абитуриенты, я поступал везде: и в "Щепку", и в "Щуку", и во МХАТ, и в ГИТИС. Везде дошел до третьего тура. Но на самом деле, сознательно хотел именно к Фоме.

-- У вас что, действительно с первого курса возникло такое сумасшедшее взаимопонимание?

-- Взаимопонимание -- это, наверное, не то слово. Это нормальный профессионализм. Естественно, какие-то трения у нас есть. Но позволять себе вытаскивать их на сцену -- значит губить и себя, и дело.

-- Вы могли бы уйти из этого театра, скажем, ради больших денег?

-- Не хочу покривить душой: финансовый вопрос очень важен. Я бы, ко-неч-но, хотел это совместить. Но если бы вопрос встал очень жестко -- не могу сказать, как бы поступил.

ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ "КВАРТИРНОГО ВОПРОСА"

-- Карэн, я знаю, что вы снимались в главной роли в Швейцарии, на ВВС -- в загадочном фильме под названием "Русские казаки и гроб Чарли Чаплина". Хоть расскажите, что за фильм?

-- Фильм про то, как действительно воровали гроб Чарли Чаплина -- это на самом деле было. Киднеппинг с требованием выкупа. По-настоящему это делали болгары, а в кино -- выходцы из России.

-- И кем вы там были?

-- Одним из тех, кто воровал гроб. Не Чарли Чаплином же! (Смех.) В общем, комедия такая...

-- Вы себя считаете неприхотливым человеком -- или вам необходимы комфорт и спокойствие?

-- (Убежденно.) Для меня комфорт и спокойствие ДОМА важнее всего, чего угодно.

-- А семья какая?

-- Я был женат, но развелся. Теперь сам по себе. Так гораздо удобнее.

-- ?!

-- Свобода. Мобильность. Семья все равно закабаляет. Человек вынужден себя отдавать -- а иначе не имеет смысла семью заводить. Может, с возрастом я приду к каким-то другим понятиям.

-- А как родители относятся к вашему творчеству?

-- Они меня очень поддерживают, слава Богу. Если б не родители, я бы вообще не смог этим заниматься. Они мне дали возможность закончить второй институт.

-- Вы вместе с ними живете?

-- Нет. Я долго с ними жил -- знаете, "квартирный вопрос", как у всех советских людей... А потом как-то "подвезло". Снялся в Швейцарии -- и "вопрос" решился.

-- А здесь, кроме многочисленных эпизодов, серьезную работу в кино предлагают?

-- Я думаю, в ближайшее время ничего серьезного и не будет: и фильмов мало снимается, и потом... Я думаю, моя фактура для российского кинематографа не то чтобы сложная, но очень специфическая -- я сужу по пробам, которые у меня были. Эпизоды -- не проблема, а чтобы была большая роль -- нужен какой-то специальный сценарий.

-- А в Швейцарии, значит, за "русского казака" сошли... Карэн, в рекламу приглашают сниматься?

-- Приглашают. Один раз я даже снялся, рекламировал французский парфюм -- деньги были очень нужны. После того, когда я два месяца видел свою физиономию по телевизору (вся тирада произносится сквозь зубы. -- Н.Х.), решил: больше никогда! Ни за что. Все знакомые радостно звонят: "А я тебя видел!" Стыдно же! Правда, стыдно...

-- А где же тогда брать деньги?

-- Нас выручают загранпоездки -- "заграница нам поможет". Там мы хоть что-то получаем -- в Москве, добавляя зарплату, на это можно прожить.

"КОГДА ТЕБЕ ЗА ТРИДЦАТЬ, УЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ЮЛИТЬ"

-- "Заграница", кроме денег, еще и экзотическими впечатлениями одаривает -- Бразилия, например?..

-- Конечно. Начиная с того, что сутки перелета, и ты уже перестаешь соображать, где ты, что ты... А еще в ИЛ-62, где даже ноги не вытянешь!

-- Особенно, ноги-то у нас...

-- Да-а, длинные. А с нами какие-то баскетболисты летели -- так тем, по-моему, вообще была "хана"... В Бразилии очень красиво. Но Европа -- есть Европа. И для меня всегда самое сильное впечатление -- это Париж. Мы были и в Лондоне, и в Риме, и в Берлине. Но Париж -- сам-мый красивый в мире город. И самый космополитичный. Чем-то мне всегда напоминает Москву. Я очень люблю Москву -- вообще, люблю большие города, шумные, мощные, где все куда-то бежит.

-- Киев уже приближается к образу "шумного города"?

-- Нет... Но его даже сравнить с Москвой невозможно -- он просто другой. Во-первых, он меньше. И потом, говорят: машин много. Это не много машин, это просто их нет! В Москве такое творится!.. Постоянные пробки на дорогах, где в одну сторону -- четыре полосы, и в другую -- четыре. Жуть!
II
-- Вы себе еще машину не завели, чтобы тоже азартно толкаться в пробках?

-- У меня денег нет, чтоб машину заводить. А вообще, машина -- это еще одна степень свободы. У моих родителей -- есть, так что я иногда за руль сажусь. На спектакль я на ней никогда не поеду: попадешь в пробку -- и что делать? А вот съездить к кому-то на дачу, прокатиться вечером, когда машин меньше -- это здорово.

-- Что для вас -- отдых?

-- Отдых? Абсолютное безделье.

-- Что, лежа на диване вверх ногами?

-- Не-ет! Ну, рыбу там ловить; на дачу с приятелями съездить, на шашлыки, выпить хорошенько с друзьями, закусить. Похулиганить как-нибудь...

-- Как хулиганите?

-- По-разному.

-- Как у Венички Ерофеева: "Троих убил, четверых изнасиловал -- короче, вел себя непринужденно"?

-- Ну не так уж!..

-- А выпить -- чего именно?

-- Водки. Самый чистый напиток. Нет, можно еще коньяк -- его, конечно, много пить не будешь, но хороший коньяк -- это вещь.

-- У вас случаются депрессии?

-- Ну, не то чтоб депрессии... Бывает -- тоска налезет какая-нибудь противная. В основном -- это когда работы нет.

-- И что в таких случаях? Стихи пишете?

-- Никогда! Зачем? Лучше читать чужие, хорошие, чем писать свои, плохие.

-- Какие слабости вы готовы людям прощать?

-- Простить можно практически все, даже измену -- если человека любишь. А когда человека не любишь, ты ему ничего не простишь, даже мелочи -- из мухи слона сделаешь. И сделаешь так, чтобы с ним порвать.

-- Если вас обижают, вы можете порвать с человеком раз и навсегда?

-- Если обижают -- нет, а если человек "бьет ниже пояса" -- могу. Но сделаю это открыто, честно. Скажу, почему -- и больше не буду общаться. А зачем обманывать, юлить? Только себя изматывать. Это маленькие так делают, а за тридцать это становится уже ненужным.