1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №164 (419) за 04.09.99

СТУЧАТ КОЛЕСА ЭЛЕКТРИЧКИ... О СТРАХОВКЕ И ГРЯДУЩИХ НОВОВВЕДЕНИЯХ

Ежедневно тысячи людей заполоняют пригородные электропоезда. Кому-то это просто удобно, как альтернатива автобусу или даже личному автотранспорту, но для большинства электричка -- единственный доступный вид транспорта. Именно эта категория пассажиров, как никто другой, месяц за месяцем с прискорбием наблюдает, как продолжает падать и до того невысокое качество железнодорожных перевозок... Есть ли надежда на лучшее? За комментариями для читателей "Сегодня" я обратилась к заместителю начальника "Киевгостранса" по пассажирским перевозкам Сергею БОЙКО.

С. БОЙКО: Вся беда в том, что сегодня любые перевозки, в том числе и пригородные, убыточны. Помимо "зайцев" среди пассажиров 32--50% льготников. В итоге, оплачивают свой проезд всего 20- 40 %. И мы из этой скромной выручки должны выкроить деньги на электроэнергию, на обслуживание и ремонт составов, на зарплату сотрудникам и на многое другое. Вот и приходится экономить на чем только можно.

РЕДАКЦИЯ: Как показала практика, в первую очередь это отразилось на расписании. Теперь его составляют, ориентируясь на пассажиропоток. В утренний и вечерний "пик" пригородные электрички почти каждый час привозят в столицу и обратно битком набитые вагоны граждан. А днем, по логике транспортного начальства, в таком плотном графике якобы надобности нет. Поэтому несколько дневных поездов, которые еще лет семь назад ходили, упразднены. Когда летнее расписание меняют на зимнее, как правило, немного изменяют время отправления, чтобы отмена еще нескольких электричек была меньше ощутима. Дачники перестают кататься, -- мыслят в "Киевгострансе". Пассажиры же считают иначе. Зимой, когда на перронах пронизывает ледяной ветер, большие разрывы в расписании особенно невыносимы. Например на яготинском направлении опоздавшие на 9.21 вынуждены ждать до 12.20! Впрочем, и нынешнее лето -- тоже не подарок. Когда ремонтировали пути, дорога со станции Киев-пассажирский до Дарницы растягивалась на час-полтора, а то и больше. На перегруженных линиях поездов откровенно не хватает -- даже с учетом дополнительных рейсов по пятницам и выходным. Не только студентам, но и пенсионерам приходится стоять часами, нередко на сквозняках в тамбурах. А возвратиться в Киев после поездок к родне на праздники иногда вообще физически нереально. В нынешний День Независимости, к примеру, после пяти вечера на некоторых станциях даже в тамбур втиснутся было невозможно. Еще один "облом" подстерегает любителей ездить в последних вагонах. Частенько вместо десяти вагонов состав насчитывает только восемь. Тогда приготовившаяся к "штурму" толпа наперегонки бежит догонять последний вагон укороченной электрички. После таких встрясок иные пассажиры перестают брать билеты. "Кто знает, -- резонно задается вопросом очередная жертва транспортного обслуживания, -- может снова простою зажатый со всех сторон в тамбуре? Сюда никакой контроль не доберется! Да и в конце концов, почему я должен платить за такие условия перевозки столько же, сколько спокойно отдыхающие возле мутных окон счастливчики?"

С. БОЙКО: При всем желании выход из это ситуации найти мы не можем. Пассажирских составов катастрофически не хватает. Закупить их в Риге не за что. Удается с трудом найти денег на запчасти. Восьмивагонные электрички -- результат того, что в ремонт отправлены 24 вагона. Да и выделить поезда для нового электромаршрута Киев--Чернигов было нелегко. Но в ближайшее время короткие электропоезда обретут недостающие вагоны. Также заранее вынужден предупредить что дневных простоев составов и небольших корректировок в расписаниях из-за ремонтных работ в будущем году избежать не удастся. Но 70 % запланированных работ на путях уже завершено, потому масштабы неудобств будут гораздо меньше. Зато могу обрадовать пассажиров яготинского направления. Весной 2000 года мы планируем ввести некоторые изменения в расписание с целью хоть немного разгрузить линию.

РЕДАКЦИЯ: Отнюдь не все пассажиры приобретают билеты. Но когда на горизонте появляются контролеры, "зайцы" дружно достают заранее приготовленные купюры номиналом 1 гривня. Их просто собирают сотрудники железной дороги, лишь изредка компенсируя это квитанцией. Однажды я своими глазами видела, как моим соседям по купе выпало такое "счастье" (видимо, потому, что рядом сидел милиционер). Отношение к тем, у кого нет ни билета, ни денег на штраф, мягко говоря, некорректное. Несчастного выводят в тамбур, где начинается довольно грубая беседа, и высадка на ближайшей станции еще не худший эпилог такой истории. Между тем как-то я наблюдала процедуру обилечивания непосредственно в вагоне. Пассажир просто называет станцию своего следования, платит нужную сумму, как в кассе вокзала или в салоне пригородного автобуса, и получает билет. Кстати, в его стоимость входит и страховой взнос. Правда, на штампе с условиями страховки очень сложно что-либо разобрать...

С. БОЙКО: Что касается штрафа за бесплатный проезд, то его минимальный размер -- 4.45 гривни. Целиком его, как правило, платить отказываются. Контролер собирает эту сумму с нескольких человек, один из них обязательно получает квитанцию. Не стоит полагать, что часть денег контролеры кладут себе в карман. За лето сданная ими в бухгалтерию выручка выросла больше чем в два раза. Значит, мы не зря доверяем своим сотрудникам. Другое дело, что остается вероятность попасться в лапы "левой" бригады контроля. Зачастую вышеупомянутое грубое обращение наблюдается именно с их стороны. Наши люди проходят специальные курсы, где их готовят к любым ситуациям на рабочем месте. Группу ОМОНа, которая работала на контроле, мы взяли к себе в штат. Так что теперь всех наших контролеров можно легко узнать по форме: темно-синие брюки, голубая рубашка с погонами, на груди карточка-бейджик с фамилией и должностью, в прохладные дни полагается еще форменный пиджак. Если ы заподозрили подвох -- смело требуйте удостоверение проверяющего.

Теперь относительно "обилечивания" непосредственно в вагоне. Действительно, на линиях появились кассиры. Это выгодно обеим сторонам. Но по такой системе можно обилечивать только в свободном вагоне, потому она применяется к отдельным линиям. Как не странно, многие пассажиры отказываются брать билеты даже у кассира прямо в вагоне (как это в свое время бывало на линиях городского транспорта), поэтому мы вынуждены подкреплять силы кассиров группами контролеров.

И о страховке. Уже более пяти лет железная дорога сотрудничает со страховой компанией "Интер-Полис". Каждый наш пассажир автоматически становится ее клиентом. Максимальный размер страховой суммы составляет 500 необлагаемых налогом минимумов. При получении травмы или, не доведи господь, в случае гибели нужно направить в адрес страховой компании заявление, акт транспортной организации о несчастном случае и приложить сюда проездной документ или удостоверения, подтверждающее право на льготы. Прошу заметить, что квитанция об уплате штрафа, выданная контролером, не имеет страховой силы."

РЕДАКЦИЯ: Какие нововведения запланировал "Киевгостранс" для повышения прибыли предприятия?

С. БОЙКО: Одно мы уже успешно опробовали в конце минувшего учебного года. Это отмена права льготного проезда студентам-заочникам, вечерникам и другим. Билеты за полцены полагаются только студентам стационарных форм обучения государственных учебных заведений. Так нам легко контролировать ситуацию и возмещать затраты через вузы, техникумы, училища. Скоро это положение снова вступит в силу. Отлично зарекомендовал себя способ проверки билетов еще на перроне. Так ни один "заяц" не попадет в вагон. Подобные рейды будут проводится с октября. В проекте остается введение бесплатных билетов для имеющих льготы на бесплатный проезд. Таким образом будет осуществляться учет ездящих бесплатно, по возможности будут запрашиваться набежавшие суммы из соответствующих ведомств. А еще с введением этого нового правила эффективнее будут выявляться и изыматься поддельные льготные документы, которые сегодня продают все, кому не лень.