1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (240) за 10.12.98

ЧУРИКОВА + ГАФТ = РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

Когда Таганка и "Ленком" переживали золотой век, некоторые критики выдавали заманчивую, но несбыточную фантазию: вот бы здорово смотрелся дуэт Офелии из "Ленкома" -- Инны Чуриковой и Гамлета c Таганки -- Владимира Высоцкого! И Владимир Семенович был еще жив, а тандем артистов из разных театров казался ересью: к какой сцене приписан -- на такой и выступай, гражданин артист.

Эта история до последнего времени ютилась исключительно на задворках моего сознания. А после гастроли спектакля Бориса Мильграма "Как вам это понравится... или Старая дева", где встретились Инна Чурикова, герой "Современника" Валентин Гафт и звезда питерского БДТ имени Товстоногова Зинаида Шарко, -- я, наконец, прочувствовала, что за прелесть эти антрепризы. Конечно, не каждая из них есть поэма, но уж сказка -- это точно. Причем рождественская.

Жанр рождественской сказки давно стал классикой. Правда, наш "подвид" пережил некоторую мутацию и превратился в сказку новогоднюю. Самая всенародно любимая -- конечно, "Ирония судьбы, или С легким паром!". Кстати, в пьесе, о которой идет речь, завязка слегка напоминает сказку, придуманную Рязановым и Брагинским: престарелый холостяк, у которого назначено свидание в другом месте, по чистой случайности попадает в квартиру, где проживают старая дева и ее мама. И -- от полного неприятия до хеппи-энда в новогоднюю ночь. Серьезное отличие в том, что эта "лав стори" -- о шестидесятилетних. Впрочем, когда смотришь на Чурикову с Гафтом, об этом не думаешь. Тем более, что каждая фраза драматурга Надежды Птушкиной вызывает в зале бурю эмоций. Чего стоит один разговор по телефону старой застенчивой интеллигентки с юной "соперницей": "Она сказала, что ей все равно, какой длины у меня ноги, даже если они растут из головы, и что вообще ей моя сексапильная внешность по х...!" -- с исключительно чуриковским отрешенным видом. Это, кстати, был единственный мат в спектакле. А уж много это или мало -- судите сами.

Киевские организаторы гастролей сочли излишним сообщать в программке не только оригинальное название пьесы -- "Пока она умирала", но и фамилию специально приехавшей из Москвы драматургессы. Видимо, чтобы не утомлять и без того затурканных зрителей и не забивать им голову столь незначительными деталями. На месте фамилии автора значится лишь слово "комедия". Так что зал Театра Франко, переполненный "зрительской массой" почти до критического состояния (коллеги из других театров с нескрываемой завистью разглядывали многочисленные приставные ряды стульев и жаловались, что у них пожарные ни за что бы не позволили такого), в большинстве своем так и не узнал, что же это за дама вышла на поклоны в финале. Правда, потом у Птушкиной просили прощения. А интересно, сколько бы заработала Надежда Михайловна на этих извинениях в какой-нибудь другой стране?

Спектакль окончился в одиннадцать. Гафт тут же помчался выяснять отношения с режиссером: "Это называется, вы сократили?!" Мильграм, краснея и бледнея в присутствии публики, журналистов, драматургессы, взмолился: "Валентин Иосифович, не сейчас!.." Гафт окинул его фирменным презрительным взором, безнадежно махнул рукой и захлопнул за собой дверь гримерки, великодушно прекратив привселюдное "избиение младенца". Да, классический диагноз великих артистов "режиссероненавистничество" (знаменитое определение Фаины Раневской) Валентину Гафту можно поставить, не боясь ошибиться. Даже когда Инна Чурикова в телекамеру хвалит молодое дарование, рассказывая, что "Борис Мильграм-де хоть и моложе артистов, а все же с ними "одной группы крови", -- Гафт брезгливо морщится и демонстративно отворачивается. Потом брякает какую-то гадость и тут же добавляет: "Это я пошутил". Как может пригвоздить своей шуткой Гафт, знает вся страна. Точнее, все СНГ, читающее и цитирующее его эпиграммы. Впрочем, он тут же впал в лирику, стал читать свои печальные новогодние стихи, а на мой вопрос, как в нем уживаются ставший притчей во языцех скверный характер и романтизм, лишь усмехнулся: "Это вам виднее", -- и скрылся в темноте театрального коридора. На сцене еще оставались декорации -- сверкающие искусственные елки. Время неумолимо приближалось к полуночи. Прямо как в сказке.