1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №182 (185) за 23.09.98

УШЛА. ОЧЕНЬ ЖАЛЬ...

Странная штука -- память... Вот оно -- было еще совсем недавно, можно потрогать рукой, поговорить с очевидцами, но каждая секунда отдаляет тебя от прошлого, словно уносит лодку, случайно отошедшую от берега теплым июльским днем и подхваченную бурным течением -- течением времени. Только иногда кольнет что-то в сердце, словно осколок зеркальца сказочного героя: такие слезы, наверное, самые горькие...

Изольда Высоцкая, горьковчанка, выпускница школы-студии МХАТа, первая жена Владимира Высоцкого, начинала свою карьеру у нас, в Киеве, в Театре им. Леси Украинки, где проработала три сезона (до 1960 года). Известно, что в труппу просился Высоцкий. Но... его не приняли. И это стало основной причиной ухода Изольды из театра и косвенной -- их расставания. Кто знает, как сложилась бы судьба их брака, если бы три этих года они не жили врозь: он в Москве, а она здесь, в Киеве, -- в убогой гримерке...

Помнят ее в театре многие, но, странное дело, отзываются по-разному. Высокая рыженькая московская девочка пришлась ко двору, но ни с кем особенно не сближалась. Александра Смолярова плохо припоминает "угловатую девчушку с острым носиком", которая "ничем особенным никого не сразила", но вот Мальвина Швидлер утверждает, что Жукова была "совсем не пижонкой, не высокомерной и в то же время, держась особняком, никогда не вникала ни в какие театральные дрязги, сплетни", а Изабелла Павлова добавляет: "Несомненно, очень талантливый человек".

Сергей Филимонов, заведующий ныне театральным музеем, вспоминает, что Иза каждый день приходила на репетиции но-новому причесанной и режиссеры по-доброму подтрунивали: "Какой прической сегодня вы нас порадуете?" Возможно, это была единственная бытовая роскошь, которую могла позволить себе юная актриса, остававшаяся каждую ночь в гримерке наедине со своим одиночеством...

В конце 50-х Театр русской драмы переживал кризис. Именно в те годы труппу покинули Олег Борисов, Кирилл Лавров, Алла Балтер. Почему здесь не задерживались талантливые люди? "Конкуренцию не любят, даже когда семечки продают, -- с горечью говорила мне по телефону, вспоминая о том времени, Мальвина Швидлер. -- Из театра выставили Павла Луспекаева, а Кириллу Лаврову сказали, что он может рассчитывать только на эпизоды".

Сейчас историю о приезде Высоцкого в театр рассказывают как театральный анекдот. После прослушивания у директора Виктора Мягкого Изольда робко сказала: "Я не одна. Послушайте моего мужа -- артиста Владимира Высоцкого, он там на порожке сидит..." В ответ загремело грозное директорское: "Какой еще муж? Какой еще Высоцкий?! Скажи спасибо, что мы тебя взяли!" В своих воспоминаниях старожилы не расходятся только, описывая, как выглядел он в те годы: "небольшого роста, с румянцем во всю щеку, совершенно незаметный", "но уже тогда можно было догадаться, что это не такой простой мальчик, как могло показаться на первый взгляд: не было в нем зависимости, улыбочек, этакого актерского желания понравиться" (Мальвина Швидлер). Многие считают, что Высоцкий все же прошел прослушивание и не приглянулся руководству театра, но Николай Рушковский, который в те годы был членом худсовета, утверждает, что ничего подобного не было -- не рассматривали они такую кандидатуру. Впрочем, какая теперь разница. Он уехал, а Она осталась одна.

И через какое-то время покинула театр. Сергей Иванович Филимонов рассказал мне, что в книге регистраций напротив записи об увольнении актрисы Изольды Высоцкой рукой тогдашнего заведующего труппой приписано: "Ушла. Очень жаль".