1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (173) за 05.09.98

ЕСЛИ В ШКОЛЕ БОЛЬШЕ ДВУХСОТ ДЕТЕЙ -- ЭТО ФАБРИКА

Все, у кого подрастают дети, переживают неизбежный испуг перед нашим "средним" образованием. Чтобы застраховать себя от стресса, мой бывший сокурсник создал свою школу. На вопрос: "Зачем тебе все это надо?" -- честно ответил: "Хочу, чтобы мой ребенок учился в нормальной школе". Именно так шесть лет назад появилась гимназия "Киево-Могилянский коллегиум".

-- Практически все учителя "Киево-Могилянского коллегиума" привели в школу не только собственных детей, но посоветовали последовать хорошему примеру своим близким и друзьям, -- рассказывает Александр Ковальчук, директор гимназии. -- Вскоре мы убедились в преимуществах маленькой школы. Еще Маргарет Тэтчер говорила: "Если в школе учится больше двухсот детей, это уже фабрика". У нас всего сто ребятишек, которые и друг друга, и учителей знают не только в лицо, но и по имени. В школе не услышишь: "Вон пошла математичка", "Биологиню не встречал?" Дети и преподаватели чувствуют себя коллегами. Именно о такой нормальной, демократической школе я и мечтал.

ПОД КРЫЛЫШКОМ "КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ"

-- Я познакомился с ректором Киево-Могилянской академии Сергеем Семеновичем Иванюком, когда в школе учил его ребенка, -- вспоминает Александр Ковальчук. -- А когда родилась идея гимназии и создалась небольшая инициативная группа, мы обратились к Сергею Семеновичу за помощью. Он нас поддержал: "Мы вас знаем, дадим свое имя". Так все и началось -- с ноля. Теперь мы сотрудничаем с диаспорой, различными фондами, самой академией, а первые полгода вообще не получали зарплату, у нас не было даже своего помещения.

--Помнится, тогда было немало предложений сделать коллегиум частной школой. Это сулило бы немалые блага. Почему вы отказались?

-- Предложения разные были. Нам часто говорили: начинается новый экономический подъем, появятся высший и средний классы, которые смогут оплатить учебу, создавайте частную школу -- и у вас всегда будут деньги. Мы не послушались. Первые два года были негосударственной, но бесплатной школой. Если в основу частной школы вложен какой-то капитал, то у нас только личный труд, поэтому школа -- своя.

--Ты тогда был идеалистом, мечтал не брать платы с родителей, даже выделять стипендии умным, но бедным...

-- У нас оплаты как таковой не существует. И стипендии детям мы долгое время давали. Но очень много денег пришлось вложить в материально-техническую базу и ремонт школы.

"МАЛЬЧИКИ -- НАПРАВО, ДЕВОЧКИ -- НАЛЕВО"

Мой визит в коллегиум случайно совпал с собранием родителей будущих первоклассников, и при входе я сразу услышала: "Мальчики -- направо, девочки -- налево".

-- За шесть лет не разочаровались в раздельном обучении?

-- Сначала это был эксперимент. Ведь на определенном этапе девочки опережают мальчиков и где-то подавляют их интеллектуально и морально. Когда мы учащихся разделили, то решили одновременно два вопроса: первый -- дисциплины, второй -- опережения. В 5--6 классах в обычных школах мальчики немного отстают, у нас они работают лучше, потому что раскрепощеннее, увереннее. А девочки -- очень ответственные, усидчивые, но часто берут знаниями. Позже преобладание сглаживается, поэтому старшие классы у нас смешанные.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ?

-- Некоторые обвиняют ваше заведение в чрезмерном национализме, даже в том, что ему недостает европейского стиля...

-- Мы никогда не были националистической школой, скорее национальной. Когда мы говорили, что русский язык учить в таком объеме нет необходимости, нас обвиняли в национализме. Сейчас же многие школы вычеркнули русский язык из своих расписаний, а мы оставили, опять же, исходя из реальности: Киев -- это Вавилон, а русским языком владеют все. Мы учим детей грамотно говорить и писать как минимум на четырех языках. Английский -- углубленно, и два -- по выбору. Планировались еще и латынь, новогреческий, восточные языки. Есть попытка сделать иностранные языки рабочими. Географию и мировую историю один раз в месяц преподают на инностранном.

О ДУШЕ ПОДУМАТЬ НАДО

-- Специализация в старших классах соответствует факультетам Киево-Могилянской академии?

-- Да, у нас четыре направления: естественно-научное, технико-математическое, гуманитарное и обществоведческое. Раньше я думал, что мы придумываем новое, но когда изучил серьезную педагогическую литературу, понял -- все уже было придумано давно. Нужно просто нормально расставить все по своим местам. Например, в нашей стране математические стандарты намного превышают мировые. Наши пятиклассники, посетив Голландию, заключили, что знают по математике намного больше, чем их зарубежные одногодки. Но математикой не ограничивается мир. Мы больше думаем о душе, об экологии, о том, чтобы создавать новую философию XXI века. Библейская история заканчивается 2001 годом. А дальше начинается новая жизнь.

-- Если бы школа находилась не на Троещине, а в каком-нибудь престижном районе, она была бы элитарной. Не хочется переехать в центр?

-- Нет. Когда-то я мечтал сделать элитарную школу. В центре конкурс при приеме был бы больше в 3--4 раза, это страшная нагрузка для нервов. На Троещине обалденные дети.

...В кабинет директора зашел второклассник Витя Шемчук. Принес экспонаты для школьной кунсткамеры. Я спросила его о разнице между коллегиумом и школой, в которой он учился три года. Витя ответил: "Небо и земля". И добавил, что если бы его родители переехали в противоположный конец города, он ни за что не поменял бы эту школу на другую.