1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (390) за 23.07.99

САДИШЬСЯ В САМОЛЕТ -- ЗАБУДЬ О "МОБИЛЬНИКЕ"!

Судебные власти Манчестера приговорили 28-летнего британца Нейла Уайтхауза к году лишения свободы. Столь суровое наказание ему было вынесено всего лишь за... отказ отключить мобильный телефон на борту пассажирского Боинга-737, совершавшего рейс из Мадрида. Как передал позавчера из Лондона собкор ИТАР-ТАСС Алексей Качалин, судья Энтони Энсор предупредил всех незаконопослушных граждан, что использование мобильных средств связи в салонах воздушных судов отныне в Англии будет караться так же жестко, как это делается в США и Германии.

Что интересно: Уайтхауз не пользовался мобильным телефоном. Члены экипажа, имеющие дорогостоящий определитель наличия "мобильников" в ручной клади пассажиров, неоднократно просили Нейла выполнить обязательное требование авиакомпании и выключить его. Однако гонористый британец проигнорировал ссылки на то, что работающий в режиме приема телефончик представляет серьезную опасность для радиолокационных и навигационных систем воздушного судна, где находилось около 90 пассажиров. Не работающий, но подключенный "мобил" способен вызвать серьезный сбой, более того -- вызвать... взрыв.

Увы, Нейл не внял предостережениям, за что и был привлечен к уголовной ответственности, а затем и осужден "за строптивость и неприемлемое равнодушие".

...Поскольку рейс выполнялся "Британскими авиалиниями" (которые летают также из Борисполя в Гэтвик и обратно), мы обратились в киевское представительство компании с вопросом: означает ли манчестерский прецедент, что репрессии в отношении, допустим, украинских пассажиров, не пожелавших вырубить телефон, будут такими же строгими?

Ответ менеджера по связям с общественностью Вячеслава Кобылинского прозвучал утвердительно:

-- "Британские авиалинии" приветствуют решение суда и его понимание опасности любых действий на борту воздушного судна, которые могут причинить моральный, материальный ущерб, либо повлечь тяжелые последствия. Наша авиакомпания и впредь будет повышать требовательность к безопасности полетов. В том числе это касается и недопущения использования мобильных телефонов на борту самолетов. Те же правила распространяются на рейсы, выполняемые "Британскими авиалиниями" в Украину и из нее, а также на граждан Украины, являющихся нашими пассажирами...

Это мини-интервью побудило нас копнуть проблему глубже. А как у нас? Существуют ли официальные запреты включать "мобилы" на международных рейсах украинских компаний? А на внутренних? Чем, какими указаниями, распоряжениями, инструкциями это регламентировано, если да? Почему такие указания отсутствуют (если нет)? Случались ли трагикомические ситуации, подобные той, в какую вляпался г-н Уайтхауз? Чем это кончилось для виновника? И так далее.

Журналистское расследование показало, что экипажи всех воздушных судов, летающих на международных линиях, в обязательном порядке просят пассажиров воздержаться от пользования мобильными телефонами на всем протяжении полета, начиная со взлета до посадки. И не только ими, но также мини-компьютерами, детскими играми и иными электронными "прибамбасами", способными вывести из строя самое совершенное аэронавигационное оборудование самолета, создать помехи, вызвать даже отключение бортовых компьютеров.

Однако -- вот чудеса-то! -- единого официального требования на этот счет в Украине не существует. То есть, все понимают важность проблемы, а узаконить ее решение -- руки не доходят. Потому все отдано на откуп компаниям: ваши самолеты, вам, извините за тавтологию, и карты в руки. На тех же местных воздушных линиях, к примеру, автору этих строк приходилось наблюдать, как вальяжные "новые украинцы", презрев опасность, беспечно болтают по "мобилу" в кресле Ан-24, готовом вот-вот взлететь из аэропорта "Киев". А год назад, отправляясь из Одессы, очень респектабельный господин даже в полете пытался связаться со своими друзьями, перекрикивая шум двигателей: "Петр Николаич, ну и посидели же мы вчера в "Аркадии"!.."

...Тот, кто у нас плевать хотел на все запреты, просьбы и увещевания, собственно, ничем не рискует. Даже на Боингах такой уважаемой компании, как МАУ, рассказали мне, бортпроводницы нарывались на откровенное хамство и грубость в ответ на робкую просьбу выключить и спрятать подальше свой драгоценный и неразлучный "мобил". Что уж говорить о компаниях помельче, где рады угодить каждому пассажиру, не то, чтоб приструнить или там, положим, сдать по прилету в "ментуру".

В Уголовном кодексе Украины нет статьи "за строптивость и неприемлемое равнодушие", по которой загремел на нары подданный Королевства Великобритании. Но разве не поучителен опыт английской Фемиды и для нас -- или подождем, пока гром грянет? Впрочем, тогда, под обломками (не накаркать бы!), некому из пассажиров уже будет наяривать, моля о помощи.

...Очевидцы рассказывали: на месте останков украинского Як-42 у горы Олимп в декабре 1997-го, среди разбросанных, изувеченных людских тел, ручной клади и багажа, были найдены и несколько мобильных телефонов, принадлежавших погибшим пассажирам.

Эта версия как-то затерлась, не выпячивалась в ходе расследования, почти не упоминалась. Но, быть может, и эти удобные черненькие средства связи повлекли столь чудовищные ошибки пилотов, ошибки, аукающиеся по сегодняшний день как в Украине, так и в Греции?