1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (309) за 24.03.99

ПРОЗВЕНИТ ЛИ ЗВОНОК НА "БОЖЕСТВЕННЫЙ" УРОК?

По данным соцопроса 54% молодых людей считают себя верующими. В отличие от старшего поколения, молодежь не ограничивается традиционными религиями, именно она "оригинальничает" и составляет костяк различных религиозных конфессий, которых только в Киеве насчитывается 57, а по неофициальным данным -- более семидесяти.

Парадоксально, но при довольно высокой религиозной активности подрастающего поколения, подавляющее большинство с систематическими знаниями о религии сталкивается, в лучшем случае, в вузе. Необходимо ли изучение религий в школах?

-- Формирование религиозных убеждений человека проходит под влиянием родителей и окружения, -- говорит психолог Института психологии Елена Проскура. -- Еще в раннем детстве ребенок задается вопросом, откуда взялся окружающий мир? А если в детсаду, школе, от родителей, друзей или учителей слышит рассуждения о Боге, в силу детского любопытства интересуется "Кто он и какое отношение имеет ко мне?" Поэтому изучение в школе религиеведения было бы очень полезно: при грамотном преподавании можно создать ребенку условия для сознательного выбора вероисповедания, знания могут стать для него ориентиром, научить регулировать свое поведение, исходя из внутренней необходимости. Главное, чтобы человек сделал нравственный выбор -- не важно, светского или религиозного характера.

Одним из принципов образования в Украине является его независимость от религии. Школы любой формы собственности у нас, скажем так, светские. Исключение составляют лишь учебные заведения, основанные религиозными организациями. Поэтому о богословии, которое читается во многих западных школах, речь пока не идет.

-- В учебных планах для средних школ религиеведение значится как факультатив, то есть предмет на выбор педколлектива или родительского совета, -- говорит заведующая отделом национального воспитания Института содержания и методов обучения Светлана Кириленко, -- но при нынешнем сокращении учебных часов введение новых предметов не представляется возможным. К тому же, этот факультатив не может удовлетворить информационные потребности школьников, которые активно ищут ответы на извечные вопросы. Религии традиционно рассматриваются лишь как историческое явление.

О том, в каком виде религия должна изучаться в школе, споры ведутся уже давно. УПЦ КП, например, выступает за то, чтобы перенять опыт Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей, которые получили от Министерства образования разрешение ввести в школах обязательным предметом курс христианской этики.

-- Вся европейская цивилизация основана на христианстве, -- говорит управляющий делами УПЦ КП Отец Борис, -- поэтому в школе надо изучать историю и этику именно христианства, а не буддизма, например. То, что государство и церковь разделены -- хорошо, так как они не вмешиваются в дела друг друга. Недостаток в том, что это идет во вред сохранению культурных и моральных традиций нашего народа.

-- Религиеведение в школе необходимо, -- считает религиевед, доцент кафедры культуроведения Национального педагогического университета им. Драгоманова Василий Чуприна, -- но преподавать этот предмет следует не с исторической, а с культуроведческой точки зрения, ведь религия -- один из важнейших элементов культуры. И ни в коем случае нельзя ограничиваться только христианством, наоборот, знакомить детей со всеми наиболее распространенными религиозными воззрениями -- предоставляя подростку право выбора, не ущемляя ничьих прав.

По мнению большинства людей, занимающихся этой проблемой, к преподаванию школьникам религиеведения надо относиться очень осторожно, тем более, что лозунг "образование формирует материалистическое мировоззрение" немного устарел. С другой стороны, только 6% молодых людей, по данным того же соцопроса, регулярно посещают культовые заведения.