1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №126 (381) за 10.07.99

ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УЖЕ НАЧАЛАСЬ

Объясним сразу: по закону двенадцатилетнее образование будет введено в 2001 году и идти параллельно с существующей "одиннадцатилеткой". Есть минимум знаний, определенный государством, планка, которую обязан взять ученик, а хочет выше -- пожалуйста, если школа может, если ребенок хочет, если есть потребность в другом уровне знаний. О "тихой революции" в образовании наш разговор с замминистра образования Украины Александрой Савченко.

--Учителя говорят, что некоторым ученикам достаточно и семилетнего образования.

-- Такие педагоги смотрят на школу как на учреждение, которое дает элементарную грамотность. Это упрощенный и неперспективный взгляд. Чем более развито общество, тем "продвинутей" школьный этап в образовании. Почему в других странах тянут эту ветку аж до 13 лет? Просто стараются дать детям хороший старт -- отдача будет потом.

-- Будет ли переход к "двенадцатилетке" своевременным? Кризис, все-таки...

-- Минусы очевидны: страна пребывает в тяжелом положении и даже одиннадцатилетка не всегда нам под силу -- тяжело обеспечить достаточную поддержку учебных заведений, особенно финансовую. Скажем, в Киевской, Кировоградской, Ровенской, Тернопольской областях задолженность перед учителями всего месяц. Огорчают Луцк, Ровно, Черновцы, Чернигов. С другой стороны, непростительно не использовать те преимущества, которые дает "двенадцатилетка" -- если выпускник не поступил в вуз, он просто болтается без дела, а если школа будет давать профильное образование, через пару лет родители, которые приведут своих детей в первый класс, будут рассчитывать на другое качество жизни и качество знаний. Подчеркну, что это не механическая приплюсовка одного года к существующему сроку обучения в школе.

-- Противники "двенадцатилетки" утверждают, что этот переход обусловлен стремлением вузов "откачать" из школы лучших абитуриентов...

-- Функция старшей школы (в которую, собственно, и добавляется год) -- в обеспечении больших возможностей для профессионального выбора. Естественно, это потребует хорошей подготовки самих учебных учреждений и поможет преодолеть хроническую болезнь школы -- перегрузку. Не только вузы в этом заинтересованы (они охватывают всего 20--25% выпускников), но ПТУ, техникумы, да и сами дети.

-- Сегодня ситуация просто плачевная: здания школ требуют капремонта, нет компьютеров, доступа к Интернету, приличных библиотек, новых учебников...

-- Можно по каждой области посмотреть, сколько крыш протекли, сколько школ аварийных, в скольких вообще нельзя учиться -- есть такая статистика. Между тем, в Киеве (и не только) есть школы, где в каждом классе компьютеры (и даже к Интернету подключены, на что было выделено 6 млн. гривен). Всему свое время.

-- Президент, подписывая Закон "Об общем среднем образовании", сказал, что "документ следовало бы доработать". О чем шла речь?

-- Что имел в виду Президент, я не знаю, он мне об этом не говорил. В первом чтении Закон был принят накануне прошлого учебного года. Год продолжалась работа, мы получили 429 замечаний от разных фракций. Это, пожалуй, рекордное количество. Можете себе представить, что не нашлось ни одного депутата, который бы не хотел что-то изменить. Проблема волнует всех: в Украине 7 миллионов школьников и полмиллиона учителей, посему почти каждая семья имеет отношение к школе.

-- Вы верите в то, что закон заработает, ведь даже в самых развитых странах не все принятые законы действуют?

-- Над этим сейчас и работаем: уже подготовлен график проекта постановлений. В четверг я встречалась с начальниками областных управлений, с директорами институтов. Разговор шел только о законе. Чтобы он заработал, нужен механизм, а механизм -- правовое поле. Документы, дающие это правовое поле, сейчас разрабатываются.