1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (374) за 01.07.99

НЕ СЛИШКОМ ЛИ МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ?

Эпопея завоевания украинско-российским СТС (средне-транспортный самолет) "Антонов-70" европейского рынка весьма непроста и неоднозначна.

Задание на проектирование тактического самолета для стран Варшавского Договора ОКБ, руководимое Олегом Антоновым, было получено еще в конце 70-х годов. К винтовентиляторной силовой установке, которая по предварительным подсчетам сулила максимальный обдув верхней поверхности крыла для увеличения его подъемной силы и экономичную топливную эффективность, проявил огромный интерес сам генеральный конструктор. Его неожиданный уход из жизни в апреле 1984 года существенно сказался на ходе проектирования самолета Ан-70, сроках передачи технической документации на серийный завод, которая намечалась в июне 1985-го...

Но в Москве прозвучало обещание нового руководителя Петра Балабуева: "Аэрофлот" начнет эксплуатировать Ан-70 в 1988 году.

Увы, за окнами уже 1999 год, а небо бороздит единственный опытный самолет. До конца летных испытаний и получения сертификата еще очень и очень далеко! Правда, тому виной не только развал СССР, но и обрыв всех технико-экономических связей, особенно, в оборонной промышленности.

Так называемая "открытость" перед западными "партнерами" привела к тому, что отдельные руководители были слишком доверчивы и открыты перед визитерами. Многое те увидели своими глазами и, что называется, пощупали руками. А Россия между тем строит свой СТС -- "Ту-330" в гражданском варианте, что значительно сократит сроки летных и сертификационных испытаний.

В многотиражке АНТК имени Антонова прозвучали трезвые мысли в отношении перспектив Ан-70. Отмечалось: АНТК имеет свой уникальный опыт проектирования, который на данный момент отсутствует в Европе, но к которому она (Европа) усиленно стремится... В этом заложен потенциал дальнейшего утверждения фирмы "Антонов" как равноправного партнера европейского консорциума.

В самих европейских фирмах в области предварительного проектирования сосредоточены основные фирменные наработки, именуемые всюду как ноу-хау и часто закрываемые даже в пределах собственной фирмы от сотрудников, не имеющим отношения к этим работам.

Если самолет Ан-7Х предполагается создавать на базе Ан-70, то все ноу-хау (то есть новые технические достижения нашей фирмы и уже не на стадии предварительного проектирования) попадут в конструкторские бюро и цеха Европы.

Закономерен вопрос: что предпринято фирмой "Антонов" в области защиты приоритета и прав фирмы по ноу-хау самолета Ан-70?

Россия вряд ли захочет "притормозить" самолета Ту-330 в угоду Ан-70 (в гражданском варианте), а Украина, при ее нынешней экономике вряд ли сможет построить даже один серийный Ан-70.

Как ни печально, но это, увы, реальная действительность.